Сегодня в Интернете была опубликована информация о том, что в Астане большая часть многоэтажных жилых домов могут вспыхнуть в любой момент и сгореть за считанные минуты, так как в них не работает система оповещения и тушения пламени, пожарная сигнализация, дома сдаются с нарушениями противопожарной системы. По нашей просьбе ситуацию комментирует президент Союза архитекторов Казахстана, почетный архитектор, заслуженный деятель Казахстана профессор Акмурза Рустембеков.
Пожарная безопасность должна быть предусмотрена и строго соблюдаться не только в элитных комплексах, но и на любых объектах — жилых, производственных, социально-культурных, в офисах, в старых хрущевках, супермаркетах, в маленьких бутиках… Любое построенное здание должно быть безопасным, чтобы человек мог там спокойно жить, отдыхать, работать, чтобы ничего не представляло угрозу для жизни и здоровья людей.
А сегодня заговорили об элитных комплексах, потому что именно там обнаружили нарушения. А почему они появились, на каком этапе? Нужно разобраться. Мы все прекрасно знаем, как сейчас сдаются жилые дома и здания. Никто не хочет ответственность нести, никто. Но найти виновных не трудно.
Если на каком-то этапе были допущены нарушения, а технический, авторский надзор проморгал, если не было надлежащей проверки, контроля, то нарушения будут. А чтобы их не было, для того и существуют государственный акт, строительный контроль, авторский, технический надзор, масса всяких государственных служб, в том числе пожарная, экологическая, без подписи которых объект не принимается в эксплуатацию. Для того, чтобы ввести здание в эксплуатацию, нужно собрать где-то 15 подписей. Здесь, получается, все подписали, и сейчас после двух-трех лет ввода заговорили об опасности, выявляют нарушения.
Спрашивается, как они подписывали, в частности, пожарная служба, если там были нарушения, куда она смотрела, почему не проверяла надлежащим образом всю систему пожаротушения? К сожалению, у нас зачастую происходит так — ввели, а дальше хоть трава не расти.
Если же при подписывании акта ввода в эксплуатацию все было нормально, значит, нарушения появились в ходе эксплуатации и за это должны отвечать эксплуатационные службы. Помните, Бособу? Почему развалился? Выяснилось, без разрешения строили. Говорят, не было лицензии у того, кто делал геологические изыскания, не было у проектировщика. А как тогда начали строить? Прежде чем приступить к строительству, разрабатывается проект, который в свою очередь должен пройти государственную экспертизу. Если прошел, значит, проект правильный, строительство разрешено, так давайте соблюдать строительные нормы и правила на всех этапах строительства, тогда не будет нарушений.
— Сейчас все эти службы будут открещиваться, говорить, что когда они принимали, все было нормально.
— А можно проверить. Посмотреть, сколько лет этому дому, были ли во время ввода в эксплуатацию все пожарные рукава, работала ли пожарная сигнализация, если не работала, то как подписали? Я сам много проектировал и знаю, что иногда строительная компания старается удешевить, заказчики стараются удешевить и так далее и здесь ответственность ложится на них тоже. На всех. Все участники строительства должны быть ответственны. Но бывают недобросовестные застройщики и об этом все знают, и государство знает и власть. Виновных, как я уже сказал, найти не трудно, если захотят, быстро найдут и здесь ничего не надо придумывать, просто надо честно расследовать и выявить, при строительстве были допущены отклонения от норм и правил или это возникло уже в процессе эксплуатации.
Я уж не говорю о том, что и в Астане, и в Алматы сплошь и рядом можно видеть, как загораживают дома, подъезды, ни пожарная машина, ни машина скорой помощи не могут подъехать, и никто не наказывает таких водителей, хотя, если захотят, могут наказать. Помните, в один день всех заставили пристегиваться ремнями безопасности? Значит, можно добиться послушания, если захотеть. Тем более, если речь идет о соблюдении общественного порядка и безопасности.
Торгын Нурсеитова
Источник — zakon.kz