АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Серик МАЛЕЕВ. Грандиозный скандал на Хоргосском процессе… Финпол принуждал свидетелей давать ложные показания….

Хоргос«Дома новы, да предрассудки стары./ Порадуйтесь, не истребят/ Ни годы их, ни моды, ни пожары», – монолог Чацкого, произнесенный еще вначале XIX века, оказывается актуален и в наши дни. Еще как актуален.

Когда вроде строим независимое  правовое государство, а в фундамент его по привычке продолжаем класть старые советские булыжники.

А потом искренне недоумеваем, почему это на выходе имеем не совсем то, что задумывалось на входе в наших же гуманистических и грандиозных проектах.

Наглядное тому подтверждение – продолжающийся хоргосский процесс, предварительное следствие по которому вершилось в лучших советских традициях тридцатых годов. Вот только называть казахстанских финполовцев сталинскими соколами как – то язык не поворачивается. Неудобно что ли? Не комильфо! Стыдно.

А так, все то же самое, до боли узнаваемое. Все те же методы следствия. Когда, к примеру, арестовывают чохом огромный людской коллектив, а потом уже, методами давления, шантажа и принуждения заставляют одних горемык давать показания на других, на своих же вчерашних коллег.  Мол, мало ли, что доказательств нет? Наскребем. На то и собранная толпа свидетелей, что бы их запугивать по одиночке. Как говориться: с сотни людей по нитке, с тысячи по протоколу, и вот уже голому — рубашка, а следователю – результат.

Так хоть кого осудить можно. Особенно, если по делу проходят шестьсот свидетелей.

Представляю, если к столь же «эффективным» методам следствия прибегали бы в Соединенных Штатах Америки. Арестовывали бы пачками американских итальянцев, а затем под угрозой наказания, принуждали бы их к даче чистосердечных показаний. Глядишь, кто-то бы на кого-то бы и настучал, сдал бы мафию. А уж затем, тишком да ладком, и за латиноамериканцев взяться можно. Ведь мы же с вами по фильмам знаем, что латиносы те еще преступники! Так разве одного этого знания не достаточно?

Глупые американцы предпочитают отчего-то миндальничать, аресты проводят только на основе неопровержимых доказательств и фактов, наводнили всю свою страну адвокатами, пекутся о каких-то там правах человека….

А нет бы сразу как у нас, раз-з-з, и на тюремный матрац! Мол, давайте для начала посадим, а уж затем разберемся, кто и в чем виноват.

Притом, что я прекрасно понимаю, родимые пятна социализма, с его ежовщиной и бериевщиной, на просторах нашего общего СНГ еще не скоро выведутся, однако перемен в необъятных углах исключительно своей любимой отчизны отчего-то хочется уже сейчас, а не в отдаленной перспективе. И без оглядки на соседей. Перемен реальных, с соблюдением в судах всех гражданских прав подследственных и свидетелей. А не их грубой подделки и имитации.

Русская рулетка по-казахски….

Ну а пока имеем то, что имеем. И вот как это выглядит в реале. Информируем тех, кто любит самостоятельный анализ — дислокация сил и средств на сегодня такова.

Как мы уже упомянули, всего по Хоргосскому делу опрашиваются 600 свидетелей, из которых 185 – водители большегрузов.

Спрашивается, зачем так много? Вероятно, чтобы количеством написанных букв в протоколах уголовного дела, насчитывающего 1500 томов, прикрыть очевидные пробелы следствия. То есть, качество материалов следствия в данном случае нам подменяют их общим количеством. И для подобного рода подмены существуют весьма веские основания.

Ведь в деле об организованной преступной группировке, якобы существовавшей на Хоргосе с начала 2007 по апрель 2011 года, не приводиться ни одного факта задержания сотрудниками финпола контрабанды за весь этот указанный период, ни одного факта дачи взятки.

А, следовательно, не дается оценка экономического ущерба, причиненного государству за эти годы. Ведь если не доказан сам факт кражи, то становиться невозможным и подсчет украденного.

И тут я даже равных по своей абсурдности аналогий в мире вселенских курьезов не нахожу. Ведь так не бывает, чтобы людей не задерживали ни на взятке, ни на контрабанде, ни на провозе наркотиков и взрывчатки, но при этом бросали за решетку на долгие два года, пока тянется следствие.

Так что хоргосское расследование имеет все основания, чтобы попасть в планетарную книгу рекордов Гиннеса в качестве следствия самого непонятного, темного и предвзятого.

Притом, что, на мой взгляд, все об этом абсурде прекрасно осведомлены: и журналисты, освещающие процесс, и прокурор, и адвокаты, и сам судья. Все  и обо всем знают, но продолжают  заниматься каждый своим привычным делом. Как и заведено.

Как понимают и то, что по беспределу в нашей стране отечественные силовые структуры могут расправиться с кем угодно, где угодно, и как угодно. По крайней мере, свидетельств обратного, нам еще никто не предоставлял.

Не случайно сегодня в Департаменте таможенного контроля по Алматинской области один начальник сменяет другого с периодичностью в шесть месяцев. Как в русской рулетке, когда в обойме револьвера только одна пуля, и неизвестно кому она достанется и когда револьвер выстрелит в следующий раз. Никто не хочет стать очередной жертвой и подставляться под ствол «пистолета судьбы». Дураков нет.

Притом что все руководители, (потенциальные смертники), на эту должность приходят с приставкой ВРИО.

Оттого, что с недавних пор, эта работа, как и работа руководителя Хоргосской таможней, считаются расстрельными. Мол, как ты  самоотверженно не трудись, каких позитивных результатов не добивайся, все равно посадить тебя могут в любую минуту, в два счета, по одному лишь злому навету.

И вот здесь бы и подсчитать экономический ущерб государству от подобной кадровой чехарды и неуверенности в завтрашнем дне, который был нанесен финансовой полицией отечеству, полностью дискредитировавшей таможенную службу Казахстана в глазах ее простых граждан.

Подобно взрыву атомной бомбы…

А мы переходим к главной теме. К тому, что должны были сделать 185 свидетелей – водителей, и чего они не сделали. В материалах  дела вменяется в вину руководителю таможенного поста «Хоргос» Ерлану Абдрахманову, что он, используя свое служебное положение, якобы «не взирая на любые установленные нарушения» осуществлял беспрепятственную проводку грузов, принадлежащих «преступному сообществу», подделывал товаро-сопроводительные документы, не осуществлял надлежащий досмотр машин. И аналогичные обвинения предъявлены бывшему руководителю таможенного поста «Калжат» Умбеткалиеву М.Ю.

Для чего свидетелей и готовили, объясняя им, что и как они должны сказать на суде.

Но случился непредвиденный казус, чему стали очевидцами журналисты, присутствующие на судебном процессе, и многие водители, (вероятней всего подзабыв, что же им внушали два года назад на следствии), стали озвучивать не то, что от них требовалось, а то, чему они сами были очевидцами. Водители под присягой клятвенно утверждали, что их машины проходили полную процедуру таможенного досмотра. Грузовые фуры обыскивали кинологи с собаками на наличие наркотиков и взрывчатых веществ, затем автомобили загонялись на весовую, просвечивались рентгеном, машины проверяли на наличие автомобильного троса, огнетушителя, после чего на кузова фур навешивались пломбы, и потом, в порядке очереди, автомобили проходили казахстанскую таможню.

То есть, никакой преступной деятельности в действиях бывших руководителей таможенных постов «Калжат» и «Хоргос» как–то на сегодня не замечается. И это первый промежуточный итог, который мы, журналисты, выносим для себя по истечении двух месяцев со дня начала судебного процесса.

И здесь же следует особо упомянуть признания свидетеля Галымжана Хамраева, открыто заявившего на процессе, что как их следователи учили, так они и говорили.

Другое же заявление свидетеля Ерлана Сарымбетова, брокера компании ТРАНС – терминал, как и последовавшие затем спешные действия со стороны обвинения, и вовсе произвели эффект разорвавшейся бомбы в зале. Когда свидетель под присягой заявил, что к даче ложных показаний в ходе предварительного расследования его принудили сами следователи.

По словам свидетеля, он был вынужден поставить свою подпись под признаниями, которых он никогда не произносил, и которые вместо него дописали в протокол сами следователи. И это уже выглядело как откровенный подлог и фальсификация материалов дела.

Хуже этого оказалось только то, что произошло впоследствии. Стоило только свидетелю выйти из зала суда, как спустя еще какое-то время судебный исполнитель занес к судье заявление, в котором все тот же Ерлан Сарымбетов, разъясняя мотивы, которыми он руководствовался, просит аннулировать уже эти его слова, сказанные под присягой в зале суда. В пользу, как  он сам до этого признавался, тех самых подложных показаний, подписанных им ранее в ходе предварительного следствия.

И надо было видеть то возмущение, которым был встречен текст на скорую руку составленного заявления у сидящих в зале адвокатов и их подзащитных. Раздались крики, шум, топот ног подследственных, словом разразился несусветный скандал.

И теперь остается только выяснить, в каком случае соврал свидетель Сарымбетов, в первом, или во втором? Как выяснить, кто его к этой лжи принудил? Адвокаты сегодня настаивают на повторном приглашении в зал суда Ерлана Сарымбетова. Другая же сторона заявляет, что свидетель Сарымбетов находиться в столь глубокой депрессии, что больше давать показания не может. И это даже несмотря на настоятельное приглашение со стороны судьи. И опять истина от нас уплывает….

Хотя так хочется верить казахстанской Фемиде!

И тут, по словам адвокатов, возникает веское и обоснованное подозрение, позволяющее думать, что на свидетелей, (в частности на свидетеля Сарымбетова), оказывается давление со стороны сотрудников финансовой полиции. Хотя этого и не должно быть.

А, следовательно, и результат назавтра может оказаться вполне предсказуемым. С готовым списком людей, которым настоятельно порекомендуют сесть на нары. Не за то, что они совершили какое-то реальное преступление, а за то только, что оказались не в нужном месте, и не в нужное время.

Тогда как мне, наивному, в отличие от маститых наших адвокатов, присутствующих на этом процессе, все же искренне хочется верить, что справедливость, в конечном итоге, восторжествует, и суд сам во всем разберется. От и до. Несмотря ни на какие внешние привходящие факторы.

Серик МАЛЕЕВ

Фото Айтжана МУРЗАНОВА

PS: Когда материал верстался в номер, пришло новое сообщение. Еще четверо свидетелей, бывшие таможенники поста «Калжат» Жылкыбаев Халел, Хасенов Марат, Абдыкадырова Динара, Досаманова Сания отказались в зале суда от ранее данных показаний, заявив, что во время следствия на них оказывалось беспрецедентное давление. Что их бросали в камеры следственного изолятора, допрашивали беспрерывно в течение дня, угрожали, что упрячут за решеткой на долгие годы. Женщин и вовсе пугали, что отнимут у них детей, и отправят в детский дом при живых родителях.

Свидетели утверждают, что сами финансовые полицейские за них заполняли протокола допроса, заставляя их только ставить свою подпись.

Напомним также, что 19 января 2012 года в ходе проводившегося предварительного расследования, не выдержав подобного давления, покончил с собой таможенник поста «Калжат» Нурбулат Габдуллин.