АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Зарплата казахстанцев вступает в ледниковый период

koshel_e546bu6758ij687Второй месяц подряд в Казахстане наблюдается снижение средней заработной платы, пишет Forbes.kz.

Пусть оно и небольшое, но на фоне предыдущих показателей выглядит весьма серьезно и сигнализирует о том, что на рынок труда приходит похолодание.

Экономика рискует окончательно завязнуть в болоте низкооплачиваемого и непроизводительного труда.

Публикация данных о средней заработной плате Казахстане обычно вызывает негодование общественности.

«Откуда берутся такие цифры?», — этот вопрос задается чаще всего, когда читателям сообщают, что зарплаты по стране выросли еще на 5-10% и преодолели очередной рубеж.

Понятно, что средняя зарплата — это просто условный индикатор, даже не экономический, а математический.

Очевидно, что в Казахстане давным-давно назрела потребность в пересмотре инструментов анализа зарплат в экономике, чтобы этот важнейший показатель стал не декоративным, а рабочим, как в других странах.

Следует хотя бы при подсчете выделить зарплаты топ-менеджеров, поскольку они де-факто образуют особую группу, независимо от отраслевой принадлежности компании.

Ведь в противном случае достаточно поднимать зарплаты руководителям, и общая картина по экономике будет улучшаться, хотя реалиям она не отвечает.

В июле 2013 реальная среднемесячная зарплата (рассчитанная с учетом изменения потребительских цен) уменьшилась, по сравнению с июлем 2012, на 0,1%. Похоже на косметическое изменение? Нет, если вспомнить, что раньше этот показатель стабильно рос, причем показывал быстрое увеличение.

Так, в июле прошлого года рост был 9,5%, в июле 2011 – 3,9%, в июле 2010 – 10,6%. Согласитесь, что падение с почти плюс 10% до минус 0,1% совсем не выглядит косметическим.

Также следует учесть, что в июне 2013 реальная зарплата снизилась на 1% по сравнению с июнем 2012. Иными словами, снижение наблюдается уже два месяца подряд. Такое было только в кризисном 2008-м.

До кризиса средняя реальная зарплата в Казахстане росла скоростными темпами, свыше 15% в год. В последние три года, когда кризисные явления официально были преодолены, цифра роста уменьшилась вдвое – до 7%.

В нынешнем году за январь-июль рост упал до 0,5%. Если эта тенденция не выправится, это ознаменует окончательный переход к новой тенденции – замораживанию заработных плат.

Понятно, что речь идет опять-таки о средней зарплате, то есть в отдельных отраслях и компаниях все может складываться по-другому.

Однако общий тренд неумолим: работодатели не видят причин и не имеют возможностей для повышения заработных плат своим коллективам.

Одним из социально-экономических последствий подобной политики станет вот что: в Казахстане в ближайшем времени не получится не то что искоренить, а хотя бы  сократить такую категорию, как «работающие бедные».

Речь идет о людях, которые имеют работу, однако зарплата позволяет им едва сводить концы с концами.

Населению, уже однажды вкусившему прелести периода роста доходов, сложно согласиться с урезанием потребительских расходов.

Поэтому и набирает все большие обороты потребительское кредитование. Тем самым ускоряется формирование в Казахстане новой экономической модели – кредитозависимый рост.

Он означает, что рост потребления поддерживается не благодаря увеличению реальных доходов населения, а за счет кредитов.

Наиболее масштабный пример модели кредитозависимого роста – экономика США. Когда спрос на этом рынке, крупнейшем в мире, упал, все закончилось, как известно, глобальным кризисом.

Сценарий кредитозависимого роста вполне предсказуем. Вопрос лишь в том, на сколько времени удастся растянуть рост внутреннего рынка и когда он обернется крахом.

Источник: Forbes.kz