Три человека объявили о созыве Курултая казахских националистов. Всего три. Наверное, хорошее начинание? Ведь казалось бы, ушедшее в историю казахское национальное движение последние два года очень активно проявляет себе на политическом поле. Порою даже популярнее правящей партии. Хоть партии и нет, а есть только разобщенные группы. Но даже в этом качестве большая поддержка населения. Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. А несчастье всем известно – Таможенный союз, в следующем году грозящий форсированно перейти в Евразийский.
Вот такой вот общественно-политический катализатор, ставший реальной угрозой для интеграции Казахстана в постсоветское пространство. И если эти разобщенные группы объединятся, то головных болей станет еще больше. А процесс роста национального движения становится необратимым. Значит, если не можешь процесс остановить, нужно его возглавить.
В новейшей истории Казахстана стихийное, концептуально неоформленное движение националистов было популярным только один раз. И это было в период и становление независимости. Слабые политически, но сильные народной поддержкой, собирая многотысячные митинги, лидеры националистов были единственными реальными противниками зарождающейся новой элите, выросшей из совпартноменклатуры. Поэтому неудивительно, что с национальным движением заигрывали и применяли классические политтехнологии на принципах управляемой риторики. Так вместо всеобщего гражданского движения «Азат» появилось четыре или пять. А уж количество отколовшихся мелких организаций и вовсе трудно посчитать. В итоге большинство кануло в небытие. А кто-то остался экспонатом 90-х в алматинском Доме демократии.
Да и сам уход национального движения со сцены был закономерен. Главная миссия: независимое государство казахов была выполнена.
Следующий всплеск нацдвижения пришелся на 2004 год. Но это скорее был скорее аффтершок, остаточные удары после землетрясения. Но власть не стала рисковать и как полагается любому устойчивому режиму не дала объединиться и без того немногочисленным националистам. Появились тогда и «Улт тагдыры» и «Халык дабылы» и еще кто-то. Впрочем, ситуация была такова, что и без вмешательства извне на тот момент националисты сдулись бы. Ибо повода для миссии не было. Экономика шла на подъеме, никто в прессе с требованиями второго госязыка не выступал. Российские СМИ и вовсе молчали.
А вот виток нового нацдвижения спровоцировали уже в преддверии Таможенного союза. Чрезмерное сближение с Россией, риторика российских чиновников, а главное экономические потери сначала породили в обществе фобии, связанные с возрождением СССР и потерей независимости, а затем и вовсе вылились в выжидающий протест.
Как итог, можно отметить, что количество казахских националистов, причем абсолютно нового мышления резко возросло. И название новое «национал-демократы» — вместо несколько оскорбительных «нацпатов». Причем, здесь можно говорить о «союзе казахоязычных и русскоязычных», когда нацдемы (за редким исключением) перестают всерьез делиться по языковому признаку. Если, конечно, человек не ратует в открытую за интеграцию с РФ. Напротив, один из казахских порталов выпустил довольно интересный материал о роли и миссии русскоязычных казахов в борьбе за подлинную независимость от Москвы. А в социальных сетях в дискуссиях на казахском языке популярны примеры индийских патриотов, имевших английское образование и боровшихся против колониального гнета Великобритании.
Процессы национального самосознания уже приобрели необратимый и стихийный характер. И уже угрожают позитивному восприятию населением идей сбора постсоветского пространства (в кремлевской идеологии это так и называется). Остановить этот процесс можно только на принципах управляемой риторики. Только возможно ли на сегодня это? Ведь есть уже свои авторитеты, в лице того же М. Тайжан или А. Сарым и других.
И вот три человека провозглашают сбор Курултая. А представитель российской организации «Ассоциация приграничного сотрудничества» (той самой, которая отметилась на ниве интеграции вокруг России) Марат Шибутов вдруг выступает с интервью в поддержку этого мероприятия. При этом обрушивается с обструкцией на по его выражению «национал-популистов», под которыми подразумевал М. Тайжана и А. Сарыма. Это как к гадалке не ходи. И тут же дифирамбы инициаторам Курултая. Это все равно, что если бы отпетый коммунист возносил похвалы Ротшильду и всем мировым эксплуататорам.
И уже сегодня мы наблюдаем, что ряд деятелей национального движения отказывается от участия в Курултае. Происходят какие-то взаимные обвинения. И возникают вопросы, как три человека собрались проводить такое мероприятие не имея не средств, ни мобилизационных резервов? Или кто-то уже предоставил.
Констатировать можно только один факт: само провозглашение Курултая и возня вокруг этого факта уже внесла раздоры и недопонимания. А что будет когда Курултай состоится?
Возможно инициаторы руководствовались только благими намерениями. Не понимая куда они могут привести.