АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как за счет населения чиновники хотят наполнить бюджет

67844Скоро казахстанцы весомо ощутят налоговое бремя на своем кошельке. Чиновники взялись за закон, который предусматривает увеличение налогов.

Народ, естественно, переживает, полагая, что таким образом хотят в кратчайшие сроки наполнить бюджет. Сами же разработчики новых законов уверяют, что поправки коснутся только “роскоши” и простым людям волноваться ни к чему.

А  что такое роскошь? У каждого свои взгляды на этот счет. Простой народ думает, что роскошь – это крутые особняки, машины за сотни тысяч долларов, на которых лихачат родственники чиновников.

У чиновников же, корпеющих сейчас над новым Налоговым кодексом, свои представления. Роскошью они, например, посчитали все машины, объем двигателей которых выше трех литров. И решили поднять налог на них аж в 4 раза!

Но не только авто попали под пристальное внимание законотворцев. Большие изменения грядут и для налога на недвижимое имущество.

О том, насколько эффективны будут эти меры, а главное – справедливы ли такие налоги при нашем-то уровне жизни, мы спросили у доктора юридических наук Евгения ПОРОХОВА.

На машину денег хватит, на налоги – нет!

Первыми забили тревогу автолюбители. Глава Автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ говорит, что написал не одно письмо нашим чиновникам – приводил данные, что новый налог на транспорт никак не соизмерим с нашим уровнем жизни и становится практически самым дорогим налогом в мире!

– Согласен с теми, кто считает повышение налога на транспорт объемом двигателя от 3 до 4 литров необоснованным, – полагает наш эксперт Евгений Порохов.

Ведь у них попросту может не быть источника для уплаты таких налогов, а величина исчисленного по новым ставкам налога на транспорт может не покрываться даже рыночной стоимостью самого автомобиля

– Поскольку, во-первых, объем двигателя автомобиля в качестве масштаба измерения налоговой базы налога на транспорт не учитывает состоятельность и платежеспособность владельцев транспортных средств в качестве плательщиков этого налога.

Ведь у них попросту может не быть источника для уплаты таких налогов, а величина исчисленного по новым ставкам налога на транспорт может не покрываться даже рыночной стоимостью самого автомобиля (например, “Мерседесы” двадцатилетней давности с объемом двигателя от 3 до 6 литров стоят не так уж и много).

Налицо полное отсутствие соответствия уровня налогового бремени уровню жизни налогоплательщиков – владельцев такого транспорта. Объем двигателя – это лишь свидетельство повышенного расхода топлива и мощности двигателя, но никак не показатель благополучия и успешности его владельца.

Есть авто престижнее и подороже, но с маленьким объемом двигателя, которые выпадают из поля зрения разработчиков законопроекта.

И получается, что создается ситуация с налоговой неплатежеспособностью подавляющего большинства владельцев транспорта с объемом двигателя больше 3 литров.

И получается, что создается ситуация с налоговой неплатежеспособностью подавляющего большинства владельцев транспорта с объемом двигателя больше 3 литров

Что, в свою очередь, увеличит в будущем расходы на администрирование и принудительное взимание налоговой задолженности и еще косвенно приведет рынок к ажиотажному избавлению от авто с таким объемом двигателя в целях избежания налоговой кабалы в будущем.

Эксперт считает, что налог на транспорт должен быть реформирован и часть его надо привязать к расходу топлива автовладельцем и уплачивать в цене реализуемого топлива.

– В этом отношении государство давно постаралось, обложив реализаторов топлива соответствующими акцизами, “сидящими” в цене не такого уж и дешевого нынче для местных автовладельцев топлива (но, заметьте, очень дешевого по себестоимости для его производителей!).

Вот их бы и следовало обложить налогом на сверхприбыль по доходам, получаемым ими выше определенного уровня предельной рентабельности в отрасли! – говорит Евгений Порохов.

Проблема – в квадрате

Кроме того, чиновники планируют увеличить налог на недвижимое имущество. Понятно, что владельцы особняков должны платить больше, чем те, кто живет в ветхих хибарках на окраинах.

Но методы исчисления нового налога уже вызывают критику как среди простого люда, так и специалистов.

– Привязывать ставки налога на имущество к жилплощади не совсем разумно. Тысяча квадратов крестьянского сарая по своей стоимости и финансовым возможностям владельца не сопоставима с тысячами квадратов дворцов бизнесменов и семей чиновников, чтобы и тех и других уравнивать по налогу на имущество через квадратуру или кубатуру недвижимости, – считает наш эксперт Евгений Порохов.

По налогу на имущество в качестве масштаба налога по-прежнему должна выступать стоимость этого имущества, как полагают и другие специалисты.

По налогу на имущество в качестве масштаба налога по-прежнему должна выступать стоимость этого имущества, как полагают и другие специалисты

В развитых странах Европы, где как такового налога на имущество не существует, взимается государственный сбор с продажи недвижимости.

Это бы решило сразу несколько проблем, облегчило работу налоговых органов, избавив их от постоянной волокиты по сбору налога, и взяло бы под контроль “спекуляции” на рынке недвижимости.

Однако наши законотворцы решили пойти по пути простого увеличения налога.

– Последствия повышения ставок и введения прогрессивной шкалы по налогу на имущество будут те же, что и в случае с налогом на транспорт – это долги по налогам, увеличение госрасходов на принудительное их взимание и избавление от недвижимости под угрозой предстоящей в будущем налоговой кабалы, – говорит Евгений Порохов.

Уроки французского… налогообложения

Не только эксперты, но и депутаты, которые вышли с каникул, удивились той скорости, с которой принимаются поправки в Налоговый кодекс. Однако, по словам министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Ерболата ДОСАЕВА, это решение обсуждается давно.

Интересно, почему мы об этом раньше не слышали? На многочисленных форумах народ приходит к мнению, что чиновники просто хотят по-быстрому наполнить бюджет…

– Похоже, что по принципу: с миру по нитке – голому рубаха решили за счет рядового налогоплательщика быстро устранить проблему с дефицитом бюджета, – считает Евгений Порохов. – Но правильно ли это?

Похоже, что по принципу: с миру по нитке – голому рубаха решили за счет рядового налогоплательщика быстро устранить проблему с дефицитом бюджета

Разработчики налоговых законопроектов должны учитывать реальную платежеспособность налогоплательщиков. Франция с недавним резким повышением налогов всему миру наглядно продемонстрировала моментальную реакцию малого, среднего и крупного бизнеса на это.

Налогов по ставке 75 процентов в бюджете не прибавилось, а вот крупный бизнес быстро прописался в близлежащих странах – Монако, Люксембурге, Лихтенштейне, Бельгии. Малый и средний бизнес попросту закрылся.

Что будет дальше, остается только догадываться… Условия налогообложения должны быть комфортными прежде всего для налогоплательщика, чтобы ему хотелось работать честно, зарабатывать и делиться с государством и ближними.

За чей счет бюджет?

Частенько мы говорим, что за счет нас, налогоплательщиков, получают зарплату чиновники, полицейские, строятся дороги, школы… А вы задумывались когда-нибудь, сколько налогов на самом деле вы платите ежегодно в бюджет? Мы решили посчитать вместе с экспертами.

Сумма вышла внушительная. Итак, для расчетов мы взяли среднестатистического казахстанца, который получает зарплату не в конверте, а официально, ездит на нормальной машине, проживает в небольшой квартирке и тратится на обычные человеческие нужды.

Первый налог, который должен по закону платить каждый законопослушный гражданин, – это ИПН, или индивидуальный подоходный налог. Ежемесячно его высчитывают у нас с заработной платы в размере 10 процентов.

Согласно официальным статистическим данным, средняя заработная плата по стране составила в июле 112 тысяч 792 тенге.

Выходит, что в год рядовой казахстанец, по приблизительным расчетам, отдает в бюджет 135 тысяч тенге. Если он имеет машину – а средний казахстанец у нас за рулем, если верить статистике, – то ежегодно должен оплатить налог на транспорт, в среднем, по словам экспертов, 25 тысяч тенге.

Также ежегодно казахстанцы должны платить налог на недвижимое имущество. Проживая в обычной однокомнатной квартире в 40 квадратных метров, казахстанец платит 0,1 процента от стоимости приобретения. Высчитывать ее должен каждый индивидуально.

Но, по нашим приблизительным расчетам, основываясь на данных за прошлый год, когда средняя общенациональная стоимость квартир в Казахстане составила 222 тысячи 882 тенге за 1 кв. м, среднестатистический казахстанец за квартиру в 40 квадратных метров платит чуть больше 8 тысяч тенге в год.

Ну и следующий налог, который мы оплачиваем, даже не задумываясь, – это НДС, он заложен в стоимость каждого товара и услуги и составляет 12 процентов от стоимости.

В среднем казахстанцы, согласно статистике, тратят на продукты, непродовольственные товары и услуги 100 287 тенге в месяц (по данным исследования “Уровень жизни населения” за 2013 год).

В год эта сумма составляет более миллиона тенге! И если вычесть из них 12 процентов, то по теории в бюджет должно поступать более 140 тысяч наших тенге. Вот и выходит, что рядовой казахстанец вносит в бюджет страны более 300 тысяч тенге в год.

Впрочем, это теория. Все мы знаем, что некоторые получают зарплату неофициально, а уплата НДС – это тема отдельного философского разговора.

Источник: Караван, Александра МЫСКИНА