Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подпишут изменения к базовому договору о Дружбе в ходе Х юбилейного межрегионального форума Россия–Казахстан, который состоится в Екатеринбурге. В преддверии этого события министр иностранных дел Казахстана ЕРЛАН ИДРИСОВ рассказал корреспонденту «НГ» ВИКТОРИИ ПАНФИЛОВОЙ о развитии экономических и политических отношений, событий вокруг Таможенного союза, а также, международных проблемах.
– Господин министр, на предстоящем форуме в Екатеринбурге президенты РФ и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подпишут новый договор о добрососедстве и союзничестве в ХХІ веке. Что принципиально нового ожидается в отношениях двух стран?
– Сегодня отношения Казахстана и России имеют высокий уровень межгосударственного сотрудничества и строятся в духе дружбы и стратегического партнерства. Все годы своей независимости Казахстан был твердо привержен союзническим отношениям с РФ. В послании народу Казахстана глава нашего государства Нурсултан Назарбаев в числе ключевых приоритетов внешней политики Казахстана обозначил стратегическое партнерство с Россией. Отрадно, что Москва видит в Казахстане дружественного соседа и надежного делового партнера. Об этом свидетельствует помимо прочего, частота двусторонних контактов на высшем уровне. Новый Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, работа над которым активно ведется обеими странами, широко охватывает тематику двусторонних отношений, региональные и международные вопросы. И было бы недальновидно не адаптировать дальнейшие шаги нашего тесного взаимодействия к новым реалиям XXI века. Поэтому в проекте договора нашли отражение все основные направления двустороннего сотрудничества с учетом последних договоренностей, достигнутых нашими странами. Процедура согласования проекта договора вступает в завершающую стадию.
– Однако не все гладко. Проблемы использования космодрома «Байконур» в определенной степени омрачают российско-казахстанские отношения. Как этот вопрос решается?
– Действительно, при использовании таких объектов, к сожалению, могут происходить аварии. Но мы стремимся к созданию условий, в которых вероятность аварий будет минимизирована. В 2004 году Казахстан и Россия подписали межгосударственное соглашение, продлевающее срок аренды комплекса «Байконур» до 2050 года. Этот договор важен для обеих сторон, в частности для России, выстраивающей свою долгосрочную космическую программу. Важно также, что одной из основных целей данного соглашения является поэтапное сокращение эксплуатации ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива (амил, гептил), которые запускаются с «Байконура». С этой целью в настоящее время ведется работа по созданию на космодроме «Байконур» нового ракетно-космического комплекса «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности. С его созданием будут прекращены пуски ракеты-носителя «Протон», использующей высокотоксичные компоненты ракетного топлива. Вместе с тем хотел бы отметить, что у Казахстана в сфере космической деятельности есть не только амбициозные цели, но и возрастающие экономические и технические возможности для широкого использования космических технологий. Казахстан рассчитывает на расширение своего участия в космической деятельности космодрома «Байконур», качественное развитие собственного космического потенциала. И не в ущерб отношениям с Россией, а совместно с ней. Было бы наивным и неразумным с нашей стороны упускать возможность тесного сотрудничества с такой мощной космической державой, как Россия, к тому же на космодроме, расположенном на нашей собственной земле.
– Тема Таможенного союза вызывает неоднозначные оценки. В нем порой складываются противоречивые ситуации. Например, история с продукцией украинской компании ROSHEN – российские инстанции выявили несоответствие стандартам, а казахстанские – нет. Тогда в Астане эксперты заговорили, что проекты ТС и ЕЭП идут в ущерб экономике и суверенитету страны. Как преодолеваются подобные разночтения?
– Целью Таможенного союза и Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В рамках интеграционных процессов должно быть обеспечено действие «четырех свобод» – свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Это дает мощный дополнительный импульс для эффективного развития за счет снятия барьеров, привлечения инвестиций, развития конкуренции, предпринимательской активности, ускорения экономических процессов, снижения временных издержек, создания новых производств и рынков сбыта. ТС и ЕЭП являются чисто экономическими, а не политическими объединениями. Стороны передали в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), наднациональному органу, ряд функций и полномочий исключительно в экономической сфере. В то же время, если против решения ЕЭК выступает одна из стран, оно может быть отменено или пересмотрено в соответствии с положениями уставного документа. Таким образом, для отстаивания национальных экономических интересов у каждой стороны имеется эффективный правовой механизм защиты.
– В Азербайджане состоялся экономический саммит тюркоязычных государств, на котором было объявлено о создании рынка тюркоязычных стран наподобие европейского и ТС. Каким образом предполагает Казахстан сочетать участие в ТС и, по сути, в аналогичном интеграционном объединении с Турцией?
– Казахстан как участник ТС совместно с двумя другими участниками объединения ведет единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, включая страны СНГ и тюркоязычные государства. Таким образом, решение о создании зоны свободной торговли или более продвинутого союза в части торговли товарами с какой-либо страной Казахстан может принимать только совместно с Россией и Белоруссией, с которыми имеет единую таможенную территорию, общие правила таможенно-тарифного и нетарифного регулирования импорта. В то же время это не мешает Казахстану торговать беспошлинно на взаимной основе с Киргизией и Азербайджаном в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными в 90-х годах. Аналогичные соглашения заключались с указанными странами в рамках СНГ с нашими партнерами по ТС – Россией и Белоруссией. Турция является страной – пользователем системы преференций Таможенного союза. В отношении товаров, включенных в перечень ТС по системе преференций, Турции предоставляется льготный режим.
– Эксперты говорят, что ситуация в Афганистане может стать неуправляемой и оказать негативное влияние на ситуацию стран Центральной Азии. Не исключено, что экстремисты попытаются дестабилизировать ситуацию в Казахстане. Как готовится Казахстан к возможным обострениям? Предполагается ли в этой связи укрепление военного сотрудничества с Россией?
– Ситуация в Афганистане из-за потока наркотиков, оружия и религиозного экстремизма уже долгое время находится в центре внимания не только казахстанских и российских силовых структур, но и большинства международных организаций. Казахстан и Россия регулярно отслеживают развитие ситуации в этом регионе, предпринимают совместные усилия по защите наших южных рубежей. По вопросам противодействия наркотикам Казахстан и Россия тесно сотрудничают в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В рамках ОДКБ регулярно проводится операция «Канал», целью которой является решение практических задач по перекрытию каналов контрабанды синтетических наркотических средств и психотропных веществ из Китая, опиатов из Афганистана на территорию государств – членов ОДКБ, в том числе стран – участниц Таможенного союза. Кроме этого, наши государства продолжают активно сотрудничать в оборонных вопросах и стремятся не допустить реализации негативных сценариев, предсказанных некоторыми зарубежными экспертами. Мы плодотворно сотрудничаем в военно-технических и оборонных вопросах. Регулярно проводятся заседания комиссий по военно-техническому сотрудничеству РК и РФ. Особое место в двусторонних отношениях занимают вопросы приобретения Казахстаном новых видов российского вооружения и военной техники, модернизации вооружений. Наша страна не только приобретает готовую российскую технику. Мы заинтересованы в организации в Казахстане целого ряда военно-промышленных предприятий: по сборке вертолетов, боевых тягачей, ремонту танков и двигателей для военной техники и т.п. Поэтому надеемся, что отношения между нашими странами в данной сфере выйдут на новый уровень после подписания договора о военно-техническом сотрудничестве.
– Совсем недавно в Казахстан с официальным визитом приезжал новый китайский лидер. Один из вопросов, который готовился к переговорам, как сообщали СМИ, коснулся отмены визового режима для туристических групп между двумя странами. Означает ли это, что к моменту визита Си Цзиньпина в Казахстан отношения между странами вышли на принципиально новый уровень?
– Казахстан и Китай плодотворно сотрудничают по широкому спектру направлений, двусторонние отношения характеризуются интенсивностью политических контактов на высшем и высоком уровнях. В затронутом вами вопросе речь идет о заключении соглашения о взаимных туристских поездках по групповым визам. Экономический рост Китая привел к тому, что КНР сегодня занимает лидирующие позиции на рынке мирового выездного туризма. Именно поэтому, а также принимая во внимание предстоящее проведение в Астане международной выставки «ЭКСПО-2017», сотрудничество между нашими государствами достигло нового качественного уровня, на котором две страны рассматривают проект соглашения о взаимных туристских поездках по групповым визам.
Виктория Панфилова