АЛТЫНОРДА
Новости

Тофик Аббасов: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ЕСТЬ МОЩНОЕ И ПОДАЮЩЕЕ НАДЕЖДЫ ПРОСТРАНСТВО. ВЗГЛЯД ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА

c6b8f5af4efc450d9924f3f45bcac11eэксклюзивное интервью для e-center.asia

Центральная Азия есть мощное и подающее надежды пространство

Взгляд на Казахстан и Центральную Азию из Азербайджана

 

Как вы оцениваете текущие политические процессы в Центральной Азии? Есть ли актуальные для Азербайджана тренды в нашем регионе?

— Центральная Азия – это регион, который по всем своим параметрам является перспективным. Час-пик его взлета, процветания еще впереди, и сейчас идет процесс накопления потенциала, который в будущем предопределит судьбу народов региона, его интеграционное реноме в глобальной системе координат.

Однако в настоящее время субъекты, находящиеся бок о бок, проводят настолько несогласованную политику, что это в последующем сможет воссоздать проблемный фон для государств региона. Глобальная интеграция начинается с порога национальных домов. Есть в мире много примеров того, как соседние государства находят точки соприкосновения и быстро налаживают взаимодополняющие связи, создавая платформу для выгодного сотрудничества на расстоянии вытянутой руки. Увы, страны Центральной Азии пока не демонстрируют открытость друг для друга. От этого они теряют. Причиной тому — изоляционистский курс некоторых государств, которые пренебрегают благоприятными условиями.

По части ожиданий Азербайджана Центральная Азия есть мощное и подающее надежды пространство, которое может стать полнокровным участником глобального действия. За ней закреплены возможности коммуникативного действия. Азербайджан вместе с центрально-азиатскими субъектами может сыграть роль не только источника сырьевых ресурсов, транзитного звена, но и полюса ноу-хау с мощным производственным потенциалом. Для этого нужно развивать производственную, транзитную, научно-прикладную интеграцию и вести согласованно-направленную политику.

 

Несмотря на разный уровень политического и экономического развития государств Центрально-Азиатского региона, в Казахстане все же рассчитывают на возможность объединения наших потенциалов. Как вы считаете, какого порядка препятствия будут тормозить интеграционные усилия в нашем регионе?

— Вхождение государств в разные экономические союзы сможет стать препятствием на пути объединения возможностей.

Однако даже в этом случае насыщенный формат двусторонних отношений, скажем, между Азербайджаном и Казахстаном, сможет принести максимум пользы. Известно, что если партнеры, выстраивая отношения между собой, не дружат против кого-либо, то при таком раскладе им удается преодолевать напор и влияние сильных полюсов и добиваться полезного взаимодействия.

Трудности, неудобные условия бывают всегда. Главное, чтобы нацеленность на партнерство имело бы приоритетное звучание перед лицом геополитических трендов, направляемых центрами сил.

На наш взгляд, необходимо говорить не только об интеграции в Центрально-Азиатском регионе, но в долгосрочной перспективе нужно думать и о межрегиональном сближении между Южным Кавказом и Центральной Азией в некий Каспийский макрорегион. Как вы думаете, Азербайджан и Казахстан могли бы стать инициаторами и такого сложного геостратегического процесса?

— Ведущие исследовательские центры мира, институты стратегического планирования рассматривают Южный Кавказ и Центральную Азию в единой связке, как единый макрорегион. Для них это практически одно пространство. И это неспроста. Два региона, имея рубежное назначение и будучи разделительными звеньями между Европой и Азией, долгое время находились в положении вне игры, пока был Советский Союз. После его распада они открылись миру и приобрели иное назначение.

После того, как в эти регионы потекли инвестиции, стала воссоздаваться инфраструктура, пошли интеграционные процессы, Южный Кавказ и Центральная Азия перестали быть фрагментами расколотого пространства и включились в единое геополитическое действие. И чем быстрее они сольются друг с другом, тем больше пользы будет для них.

У Азербайджана и Казахстана уже просматривается лидирующая роль в деле создания единого макроэкономического пространства. Оба государства стремительно развиваются, повышая интеграционное реноме, усиливая экономическую состоятельность. И не случайно они уже занимают высокие позиции по показателям конкурентоспособности, экспорта. И похвально, что и Баку, и Астана уже интенсивно работают над развитием ненефтяного сектора. Сырьевая зависимость постепенно снижается, развивается хай-тек. К примеру, Азербайджан тоже стал одним из 50 государств-членов космического клуба, запустив первый национальный спутник «Azerispace-1». Казахстан тоже развивает сектор высоких технологий, чтобы конвертировать нефтяной фактор в интеллектуальный сегмент. Есть предпосылки, чтобы две страны, развиваясь, поддерживая друг друга, смогли бы сыграть ключевую роль в переформатировании своей роли и назначения сопредельных регионов.

Как обстоят дела с определением правового статуса Каспийского моря и что нужно предпринять Баку и Астане для разрешения этого вопроса с максимальным учетом национальных интересов наших стран?

— Я бы сказал, что не урегулированное состояние правового статуса Каспийского моря не помешало странам реализовать амбициозные планы и выйти из постсоветской стагнации. Да, есть неурядицы, которые создают проблемы в связи с отсутствием общей конвенции пятерки. Однако Азербайджан вместе с Казахстаном и Россией смогли преодолеть препоны и договориться втроем, чтобы решать вопросы судоходства, пользования ресурсами недр. В этом смысле Казахстан и Россия находятся в более выгодном положении, ибо у них нет прямого соприкосновения с Ираном. У Азербайджана есть спорные вопросы и с Ираном, и с Туркменией.

По всему видно, что для выработки общей позиции нужно долготерпение. Экспертные группы, полномочные представители президентов продолжают контактный процесс. Стороны доведут дело до выработки общей конвенции. И тут, по всей видимости, желания постоянно будут в тени возможностей. Но это не должно стать помехой для замораживания консультаций и переговоров.

Какие планы у Азербайджана по наращиванию морской и энерготранспортной инфраструктуры на Каспии? Стоит ли ожидать усиления милитаризации береговых линий на Каспийском море в связи с приходом нового руководства в Иране?

— Развитие национальных энерготранспортных инфраструктур являет собой первый этап освоения недр моря и использования его транзитного потенциала. Вторым этапом должно стать создание транскаспийских нефте- и газопроводов. Потому что государства Европейского Союза остро заинтересованы в каспийских энергоресурсах.

Диверсификация маршрутов доставки, также как и источников, диктуют Казахстану и Азербайджану необходимость соединения национальных сетей в единую систему. Пока этому не дают свершиться Россия и Иран, которые тоже имеют виды на то, чтобы реализовать свои ресурсы. Однако не исключено, что в будущем каспийская пятерка найдет оригинальную модель единой инфраструктуры, которая придется ко двору всем, и потребителям тоже.

А по части милитаризации береговых линий нужно сказать, что эти программы укладываются в чисто оборонительную концепцию. Нет предпосылок, чтобы страны пятерки вышли бы на тропу насильственных действий. Даже неурегулированное состояние вопроса статуса моря тоже не сможет стать поводом для военно-морских операций в формате пятерки. Это может произойти лишь в случае, если на Каспии появятся воинские контингенты сторонних государств. Кстати, по этому поводу велико беспокойство Ирана, да и России, которые имеет напряженные отношения с западной коалицией. Новое руководство Ирана во главе с Хасаном Роухани как раз занимается тем, что ищет компромиссы с Западом.

Как вы оцениваете текущую военно-политическую ситуацию в Нагорном Карабахе? Как восприняло высшее руководство Азербайджана предложение НКР о совместном использовании водных ресурсов? Есть ли надежда на некое «потепление» отношений?

— Для любого рода совместных действий нужны гарантии безопасности. Азербайджан воюет не с искусственным образованием под названием «Нагорно-Карабахская республика», а с Арменией. Сепаратистский режим есть порождение армянского национализма. Азербайджан с этим никогда не смирится. Выход один – Армения должна де-оккупировать азербайджанские земли. Только после этого возможно решение других вопросов, включая вопрос определения статуса карабахского региона с преимущественным армянским населением.

Известно, что представители политической оппозиции Армении достаточно болезненно среагировали на попытку казахстанского председательства в ОБСЕ в 2010 году внести вклад в урегулирование так называемых «замороженных» конфликтов. В одном из интервью вы заявили о необходимости Азербайджану и Армении договариваться без посредников, что этому мешает?

— Проблема в том, что замороженный конфликт стал комом в горле страны-оккупанта. Захватить чужие земли Ереван смог, но наладить мирную жизнь в спорном регионе и в самой Армении не удалось.

Это редкий случай, когда экспансия принесла с собой немыслимые беды. Армения сегодня находится в мертвой хватке Азербайджана, который отстранил своего обидчика от всех интеграционных проектов. Экономическая разруха загнала Армению в угол. Она бедствует, прося помощи у России, Запада да и у всего остального мира. Надежды на открытие турецкой границы тоже лопнули.

Постепенно в Армении просыпается прагматизм, и иные политики склоняются в пользу компромиссов с Азербайджаном. Там понимают, что Минская группа ОБСЕ не справляется с посредническими обязанностями. И тут могут пригодиться прямые контакты конфликтующих сторон.

Лично я не исключаю, что посредничество Казахстана, Ирана, России, то есть соседних государств может оказаться куда результативным, чем вялое участие в процессе урегулирования Минской группы ОБСЕ.

Как азербайджанские элиты оценивают перспективы идеи тюркского единства? Можно ли говорить о формировании тюркского экономического блока, охватывающего вопросы формирования единого информационно-культурного, научно-образовательного, энерготранспортного пространства?

— Экономика в ее нынешнем содержании есть геополитика чистой воды. Тюркские государства имеют свои приоритеты, национальные интересы, и когда идет речь об их реализации, идея исторического родства отходит на второй план. И это вполне естественно. Никто не желает жертвовать своими кровными интересами.

Мне кажется, что движение в направлении друг друга надо развивать как раз в плоскости информационно-культурного, гуманитарного обмена. Если в этих ипостасях воссоздастся прочный фундамент, то тогда появятся реальные предпосылки и для выработки единой экономической платформы.

Как вы оцениваете предвыборную общественно-политическую ситуацию в Азербайджане? Можете назвать явных лидеров и аутсайдеров в президентской гонке?

— Ситуация вполне спокойная, и во многом благодаря наличию явного фаворита гонки. В ней впервые участвует 10 кандидатов. Действующий президент Ильхам Алиев по популярности намного опережает соперников, ибо самоутвердился в политической практике.

Это уверенный и креативный политик, который зарекомендовал себя успешным реформатором, мастером тонкой политической игры, позволяющей отстаивать интересы страны. Большая часть электората не видит ему альтернативы. Многие грандиозные энергетические, транспортные проекты, как ТАНАП, ТАП, Баку-Тбилиси-Карс – это разработки, инициированные непосредственно им. Массовый избиратель понимает, что нужно довести начатые программы до логической черты. К слову, Концепция национального развития «Азербайджан-2020» — это тоже его творение.

Полагаю, что что Ильхам Алиев выиграет с большим отрывом. Кстати, прогнозы социологов и исследовательских центров свидетельствуют, что так оно и будет.

Какова предвыборная платформа азербайджанского лидера Ильхама Алиева, какие пункты доминируют в его политической повестке?

— Она в своей сути конкретная, прозрачная, и содержит в себе такое ядро, как наступательное позиционирование во всех направлениях социально-экономического и культурного строительства. Приведу всего лишь один факт – к началу 2000-х годов Азербайджану противостояло такое страшное социальное зло, как массовая безработица. Она была отмечена на уровне 40%. Сегодня же немногим превышает 5%, и удалось перебороть проблему благодаря открытию 1-го миллиона рабочих мест. И главный удар по безработице был нанесен за последние 10 лет, что страной руководил Ильхам Алиев.

Как вы считаете, можно ли ожидать существенной ревизии национальных приоритетов Азербайджана во внутренней и внешней политике? Нас интересует, в том числе, и перспективы отношения между Азербайджаном и Казахстаном.

— Если курс успешный, то его не меняют. Программа направленных действий, концепция развития страны в исполнении действующего президента оправдывает надежды. Индустрия Азербайджана сильно развивается. Страна входит в список 40 развитых экономик мира, по индексу конкурентоспособности занимает 39-ую позицию. Не думаю, что имеет смысл кардинально что-либо менять. Даже если гипотетически предположить, что кто-то из кандидатов переиграет Ильхама Алиева на выборах, то новому человеку не будет иметь смысл менять курс, заново изобретать велосипед.

У Азербайджана есть добрые и испытанные партнеры, друзья. Одним из них является Казахстан с его ясной и прагматичной политикой. Между Баку и Астаной установился прочный и доверительный политический диалог. Он способствует развитию отношений, росту двустороннего товарооборота, стабилизации региональных процессов. Два соседних и братских государства успешно взаимодействуют, где надо дополняют друг друга. И это есть гарантия, что отношения между партнерами могут измениться только в пользу еще большего и обнадеживающего углубления.

Источник: Центр изучения региональных проблем «Континент-А»