К премьер-министру Казахстана Серику Ахметову, инженеру-металлургу по образованию, с открытым письмом обратился инженер-машиностроитель
из Алматы
«Долго думал – обращаться к вам или нет. До этого неоднократно беспокоил ваших коллег по правительству (министра по инновациям, бывшего министра высшего образования и настоящего), писал Мусабаеву (нашему космонавту) и депутатам парламента. Не удержался и в апреле текущего года пожаловался даже нашему президенту: «Завтра мы можем оказаться в весьма щекотливой ситуации, когда государство начнет реализовывать свои планы индустриализации, а грамотных руководителей производства уже не будет в Казахстане. Почти свыше 10 лет в промышленность Казахстана нет притока инженерных кадров. При этом не следует забывать, что старый инженерный корпус уже иссякает – по возрасту».
Получил в ответ следующее письмо из Администрации президента: «Сіздің 2013 жылғы 22 сәуірде… жолдаған арызыңызды… жауап қайтару үшін Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігіне жолдағанымызды хабарлаймыз…». («Сообщаем Вам о том, что Ваша жалоба от 22 апреля 2013 года направлена в министерство образования и науки Республики Казахстан для дачи ответа» – Ред.).
Через 10 дней пришел ответ на мое предложение по поводу восстановления выпуска инженеров-конструкторов и технологов-машиностроителей и от нашего «благословенного» минвуза. Отписка была довольно солидная по объему, но не по содержанию. Поэтому приведу короткий отрывок, который отражает позицию министерства по существу вопроса о необходимости немедленно начать выпуск дипломированных специалистов-инженеров взамен «худосочных» бакалавров – пригодных только …: «Для производственных организаций подготовка инженерных кадров с высшим и послевузовским образованием осуществляется в соответствии с принципами Болонского процесса и Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан…». Прошу вас, обратите внимание на выделенную часть в ответе министерства – …подготовка инженерных кадров… осуществляется…».
Работаю в системе нашего министерства свыше полувека. Сам разрабатывал учебные планы для инженеров-машиностроителей в течение этих лет 6 раз. Но за последние 10–13 лет не слышал, чтобы какой-то ВУЗ Казахстана выпускал дипломированных специалистов с вручением (не бакалаврских, а как положено, утвержденных) казахстанских дипломов для инженеров.
Обратим теперь внимание на некоторые материалы, опубликованные в иностранной печати по поводу подготовки инженерных кадров в мире (по 66 государствам: Западной Европы, США, Канада, Австралия; СНГ и Балтии; Азии; Африки; Латинской Америки). Выборка сделана только по некоторым странам мира.
Выполнив самостоятельно обзор по этой таблице, любое непредвзятое лицо может сделать следующие выводы:
1. Коллеги из нашего минвуза были не совсем объективны: оказывается, Казахстан не готовит дипломированных специалистов-инженеров;
2. Из 46 государств мира (выбраны случайно, по всем континентам мира) не готовят инженеров только 10 государств.
Первая группа – США и Канада. Они готовят свои инженерные кадры под наименованием – профессиональная специализация. В этих государствах в свое время очень сильно завидовали передовой русской системе подготовки инженерных кадров, но сами свою систему не желали переделывать. К тому же они, особенно американцы, ежегодно привлекают десятки тысяч инженеров из других стран мира.
Вторая группа – Бангладеш, Бенин, Кения, Египет. Уровень промышленных предприятий в этих государствах таков, что техники их устраивают.
Третья группа – Молдова, Туркменистан, Таджикистан. Не в обиду будет сказано, уровень промышленного развития там такой, что потребности в подобных кадрах нет.
Четвертая группа – Казахстан. Почему он оказался в этой десятке? Он имел свою систему подготовки инженерных кадров – и неплохую (к примеру, в конце 90-х годов выпускник машфака КазНТУ им. К.И.Сатпаева инженер Кенжебаев С. был принят в НАСА и участвовал в разработке шасси для одного изделия. Сейчас является профессором одного из ведущих университетов США. Другой инженер-машиностроитель выиграл конкурс фирмы «Шеврон» и участвововал в проектировании платформы для нефтегазовой выработки. Сейчас работает директором одного из департаментов этой фирмы).
Казахстан имеет довольно разнообразную и продвинутую промышленную структуру, которая не сравнима с третьей группой.
В том, что мы прекратили подготовку инженеров, виноваты прежде всего ваши коллеги – руководители промышленных министерств и минвуза, которые не работали на производстве, не нюхали запаха цеха, а были просто кабинетными чиновниками, поэтому не знают значимости и ценности инженера для промышленных предприятий.
Не пойму, почему молчат главные инженеры промышленных предприятий, главные конструкторы, главные технологи, начальники цехов, прошедшие школу жизни на своих предприятиях.
Меня удивляет поведение ведущих специалистов Казахстана – горняков, нефтяников, металлургов, энергетиков, которые «сморкаются потихоньку в платочки» и стыдливо молчат.
В заключение хочу отметить, что в будущем, если ситуация с подготовкой инженерных кадров в Казахстане не изменится к лучшему, и мы с вами будем ответственными за это. Вы – как глава правительства, а я – как инженер-механик, не подавший вовремя свой голос в защиту инженерного корпуса.
Поэтому, коллега, инженер-механик обращается к вам – инженеру-металлургу, познавшему значимость и необходимость инженера в промышленном производстве: Правительство, возглавляемое Вами, должно безотлагательно взяться за решение проблемы восстановления выпуска инженеров-машиностроителей (конструкторов, механиков, технологов), повышение статуса инженерных кадров на производстве. В противном случае реализация всех государственных инновационно-технических и технологических программ обречена на провал.
Махабат ТУСУПБЕКОВ,
инженер-механик (МВТУ им. Баумана), доктор технических наук, член-корреспондент Международной технологической академии (Санкт-Петербург), лауреат Государственной премии РК, профессор КазНТУ
им. К.И. Сатпаева
«Общественная позиция»
(проект «DAT» № 34 (210) от 10 октября 2013 г.