Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом предусматривает не только активную оперативно-розыскную деятельность спецслужб и полиции. Тщательное изучение истоков этой чумы и воссоздание типичного облика человека, склонного к радикализму, – тоже один из методов работы на опережение возможных трагических событий. Это не шаблон, но все же некий обобщающий образ.
НОРМАЛЬНЫЕ ДО НЕНОРМАЛЬНОСТИ
По словам одного из экспертов, пожелавшего остаться инкогнито, первым делом стоит опровергнуть обывательское мнение, что террористы – это «больные на всю голову» люди. В целом – это весьма психически здоровые граждане по сравнению с большинством населения, так как немногие люди с психическими отклонениями привлекаются в террористические группы, поскольку с асоциальными типами редко кто долго общается для установления прочных связей.
Современные террористы отнюдь не сироты или социально безответственные люди, ущемленные в карьерном росте или бизнесе, подавляющее большинство из них женаты и имеют детей. Если и есть неженатые террористы, то это те, кто слишком молод для брака. Также многие из них получили достойное светское среднее и даже высшее образование, лишь малая их часть посещали религиозные школы.
В качестве примера – любопытная история. В 2009 году (задолго до первых терактов) восемь жительниц Атырау вместе с 12-ю детьми рванули к своим мужьям, которые якобы учились в религиозных учебных заведениях Пакистана и Египта. Поехали нелегально, и поскольку уже находились «под колпаком» спецслужб, все они были задержаны при переходе государственной границы киргизскими и казахстанскими комитетчиками. Кроме того, женщинам помогали некие Исламгалиев, Калмаканов, Утегалиев и гражданин Киргизии Сабиров.
Подоплека шпионской истории оказалась проста. Дело в том, что их мужья в то время «постигали премудрости религии» с оружием в руках на территории Афганистана. Разумеется, не на стороне коалиционных сил. В качестве наказания за нарушение государственной границы, жены получили условные сроки. Дела их помощников рассматривались отдельно. А дальнейшая судьба мужей осталась неизвестна, – по крайней мере, официально. Куда их могла занести кривая религиозного фанатизма – остается только догадываться.
В целом стремление некоторой части граждан (особенно молодежи), попавших под влияние деструктивных религиозных течений, принять участие в военных конфликтах, где бы они ни происходили, имеют самую разную мотивацию – от чувства отчаяния и потери смысла жизни до желания самоутвердиться.
«Я ХОРОШИЙ, МИР ПЛОХОЙ!»
Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие образа идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности.
В результате для личности террориста характерна позиция: «Я хороший, мир плохой!». Она становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. При этом через отрицание зарождается концепция уверенности в своей правоте. Это сводит к минимуму возможность позитивного воздействия на террористическую группу или отдельного ее члена.
Однако это не помешало 27 салафитам Атырауской области отречься от своих убеждений. Во всяком случае, такая информация промелькнула в начале этого года в отчете Духовного управления мусульман Казахстана.
Между тем, это далеко не все отличительные характеристики социального портрета террориста. Современные террористы мобильны в выборе места жительства, поскольку наиболее умных и одаренных из них чаще всего посылают учиться за рубеж.
Террористы нередко вместе переезжают в новое жилье, которое они чаще всего арендуют. Это не из-за отсутствия средств, а для совместного питания по определенной диете, основанной на соблюдении некоторых норм ислама. По мнению некоторых экспертов, такие неприметные законы питания сплачивают группу, где террористам легче соблюдать все требования.
«ОНИ НЕ НАШЛИ СВОЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ»
Люди, вступающие в ряды радикальной группировки, – это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер. Между тем, отличительная черта именно казахстанского террориста – молодость, бедность и необразованность. Такую точную характеристику дал заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель на первой международной конференции Казахстанского союза юристов и Союза криминологов, прошедшей в начале этого года в Астане.
Возраст подавляющего большинства граждан Казахстана, задержанных силовиками в последние годы за преступления, связанные с терроризмом, составляет 21-29 лет. Вторая по численности возрастная группа – 30-39 лет. Среди них практически нет людей, имеющих отношение к госслужбе и правоохранительным органам. И почти все они не имели раньше проблем с законом. Больше всего настораживает тот факт, что основную их долю занимают именно безработные!
– Говоря о текущей религиозной ситуации в стране, мы отмечаем устойчивую тенденцию к радикализации населения – роста количества групп нетрадиционной религиозной направленности. Практика показывает, что именно их представители склонны к совершению актов терроризма. Их ряды пополняются за счет малообеспеченных, неустроенной в социальном отношении молодежи, людей, не имеющих достаточных познаний в области религии и основах традиционного ислама, – заявил тогда Иоган Меркель. – Портрет террориста в Казахстане – это молодые люди, пытающиеся найти место в жизни и не нашедшие его. Чаще всего безработные, не имеющие хорошего образования и каких-то дальнейших перспектив.
Зато дальнейшую перспективу возможного развития деструктивных течений предугадать несложно. Учитывая количество безработных в стране, питательная среда для терроризма заложена на много лет вперед, если не предпринять срочных шагов по реальному улучшению социально-экономического положения в стране, особенно на селе. Дать молодежи конкурентоспособное образование, нормальные социальные условия и достойно оплачиваемую работу, выбив тем самым почву из-под ног терроризма.
P.S. На днях в Атырау ожидается вынесение приговора очередной террористической группе. На скамье подсудимых 9 жителей Курмангазинского, Исатайского районов и областного центра в возрасте от 17 до 33 лет. Им инкриминируется целый ряд статей Уголовного кодекса: терроризм, пропаганда терроризма, создание и руководство террористической группой, а также участие в ней, незаконное приобретение, хранение и изготовление оружия, финансирование экстремизма и террористической деятельности, покушение на кражу.
Лев ГУЗИКОВ, «Око», 9 октября 2013
Источник — Око Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1381849680 |