АЛТЫНОРДА
Интервью

Д.Ашимбаев: Вся президентская конница. Ключи от будущего Казахстана лежат в прошлом

kazahi_za_nezavisimostКогда-нибудь придет время, и историю казахстанского государственного аппарата будут изучать в качестве отдельного предмета в вузах. Но потомкам, которых ждет именно этот вид гранита науки, можно только посочувствовать. Ибо технологию, которая сможет наглядно продемонстрировать, куда, как, а иногда даже зачем передавались те или иные полномочия, еще не изобрели.

Дело, собственно, в том, что отечественным мыслителям, зачинающим очередную административную реформу, неплохо иметь на книжной полке изданный архивом Президента уже трехтомный справочник «Органы государственной власти Республики Казахстан», в котором кропотливо собраны сведения обо всем, что руководило и руководит нашей независимой страной. Только в первом томе можно найти информацию о 58 агентствах, 25 госкомитетах, 41 департаменте, 110 комитетах и 63 министерствах, не считая массы прочих структур в период с 16 декабря 1991 года до (внимание!) 1 января 2001 года. О том, что было позже, рассказывают еще два тома. И почему-то кажется, что тремя томами дело не ограничится. Количество вновь создаваемых и вновь реорганизуемых органов наводит на весьма серьезные размышления.

На этом фоне особенно приятно увидеть вещи, которые, может, и изменив свою суть и кадровый состав, но дожили с прежним названием до наших дней. Такое же ощущение испытываешь, когда в старой газете наряду с фотографиями Эйзенхауэра и Вышинского видишь статью о концерте молодого талантливого певца Ермека Серкебаева и начинаешь задумчиво производить в уме арифметические вычисления…

Октябрь для казахстанской власти — и прежней, и нынешней — месяц достаточно знаменательный. В современной истории в силу того, что именно в этом месяце закончилась история правительств Караманова, Терещенко, Кажегельдина и Балгимбаева, принято считать, что пик отставок и назначений происходит за два с лишним месяца до нового года, хотя более полная статистика может это утверждение оспорить. А что касается прежней истории, то именно в октябре далекого уже 1920 года на учредительном съезде рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов Казахстана было провозглашено создание КАССР — Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и было избрано ее первое полноценное правительство — ЦИК во главе с Мендешевым и Совнарком во главе с Радус-Зеньковичем. Кстати, любопытно, что из созданных тогда наркоматов (которые в 1946 году стали называться министерствами) до наших дней непрерывно просуществовал только будущий Минфин. Но это совсем уже древняя история.

С другой стороны, в силу разных причин многие не очень помнят и историю нынешнюю. По крайней мере зачастую, рассказывая кому-то о событиях всего лишь середины 90-х годов, неожиданно можно нарваться на вопрос «а кто это?», причем в отношении фигур, которые, мягко говоря, еще должны быть на слуху.

Вот теперь, в общем-то, можно подойти и к некоторым аспектам новейшей истории. Вернемся в октябрь 1995 года. 19-е число правительство республики может отмечать своим днем рождения, ибо до этого оно называлось по прежней Конституции — Кабинетом министров. А вот 20-е число — это день рождения администрации Президента. Возникла эта структура — штаб президентской власти — в мае 1990 года и называлась тогда «канцелярия Президента». Первым ее руководителем стал Сергей Терещенко, занимавший пост заместителя Президента КазССР. Структура была совсем простенькая: управление делами (во главе с Владимиром Ни) и отделы: по связи с прессой и изучению общественного мнения (Гадильбек Шалахметов), государственно-правовой (Каирбек Сулейменов), по вопросам гражданства и помилования (Михаил Бабушкин), писем и приема граждан (Тельман Сауранбеков) и наград (Геннадий Бердюгин). Терещенко, правда, руководил канцелярией недолго — через неделю его сменил Нуртай Абыкаев, а 1 августа канцелярия стала аппаратом Президента. Дальше была длинная история: президентский аппарат в конце 1990 года «съел» управление делами Совета министров с его огромным аппаратом и хозяйственными структурами. Еще через год в него фактически влились структуры и кадры бывшего ЦК Компартии Казахстана. Через какое-то время правительственный аппарат (нынешняя канцелярия Премьер-Министра) отпочковался, а после принятия новой Конституции аппарат Президента стал администрацией.

Генеалогия управления делами получилась несколько сложнее. В какой-то момент оно разделилось на управление делами и хозяйственное управление аппарата Президента (которое потом стало ХОЗУ при Президенте), потом должности были совмещены, потом разделены, потом возник финансово-хозяйственный отдел администрации, потом отдел был упразднен, потом ХОЗУ стало АО и ушло в «конкурентную среду», а управление делами снова стало единственным органом (его повторной датой рождения, кстати, можно назвать 6 ноября 1995 года).

Долгая история, в общем.

Понятно, что глава государства и архитектор современной государственности у нас один (причем был, есть и будет), но архитекторами и в какой-то мере основоположниками структуры президентской власти можно назвать троих — Нуртая Абыкаева, который создал и укрепил администрацию Президента (хотя и не был первым руководителем именно администрации), безвременно ушедшего несколько лет назад Владимира Ни, который собрал в один кулак и построил мощную хозяйственную империю, обеспечивающую деятельность государственной власти, причем в обеих столицах, и Марата Тажина, который выстроил работу идеологического и аналитического аппарата страны. Возводилась все эта империя в течение длительного времени, и на наших глазах структуры президентской власти росли, переживая и взлеты, и падения…

В стране есть должности значимые и не очень, есть люди весомые и те, чья власть и влияние зависят исключительно от занимаемой должности, но в кадровых вопросах своей администрации и управления делами Нурсултан Абишевич никогда не ставил фигур проходных. Собственно, подобная щепетильность в кадровых вопросах проявлялась еще в выборе спикеров сената, но это тема отдельного рассказа.

Раз уже речь пошла об истории, то не мешает вспомнить когорту руководителей президентского аппарата.

Аппарат — администрация Президента (АП): Нуртай Абыкаев, отец-основатель, после перерыва был призван восстановить авторитет президентской вертикали (1990-1995, 2002-2004). Сагинбек Турсунов, пытавшийся сделать из администрации противовес правительству, но проигравший аппаратную игру как правительству, так и коллегам по АП (1995-1996). Ахметжан Есимов — он вообще-то был госсекретарем, но после отставки Турсунова был и.о. руководителя АП, а через какое-то время стал и руководителем АП (1996, 1998). Оралбай Абдыкаримов — ветеран президентской гвардии, многолетний заведующий орготделом ЦК и АП — некогда ключевой структурой президентского штаба (1996-1997). Сарыбай Калмурзаев — теневой архитектор приватизации и системы Госкомимущества, жесткий управленец, наводивший на многих реальный страх (1997-1998, 1999-2002). Алихан Байменов, остававшийся на хозяйстве во время сложных президентских выборов (1998-1999). Имангали Тасмагамбетов, призванный для руководства парламентскими выборами, проходившими по традиции в сложных политических условиях (2004). Адильбек Джаксыбеков, сбалансировавший структуру и функции АП, что позволило решать и электоральные проблемы, и политические конфликты (2004-2008). Кайрат Келимбетов, пытавшийся сделать из АП не только политический, но и экономический штаб (2008). Аслан Мусин, один из лучших акимов страны, чье личное влияние на политику и кадры превысило возможности возглавляемой администрации (2008-2012). И Карим Масимов, дольше всех занимавший пост Премьера и ставший одним из самых доверенных советников Президента (с 2012-го).

Управление делами Президента (УДП): Владимир Ни — отец-основатель (фактически 1990-1995, 1996-1998), Сыздык Абишев — многолетний глава МВЭС, которого Президент во второй половине 90-х решил держать «ближе к телу» (1995-1996). Темирхан Досмухамбетов — руководитель казахстанского спорта и туризма, крепкий хозяйственник, обеспечивший прочный тыл исполнительной власти и решавший множество вопросов, входящих в расширенную трактовку названия должности (1998-2003, 2004-2006). Сарыбай Калмурзаев, для которого эта должность означала то вывод в резерв, то возможность быть «теневым» руководителем АП (2003-2004, 2008-2011). Булат Утемуратов — человек, занимающийся управлением многими президентскими делами, независимо от должности главы УДП (2006-2008). Серик Умбетов — ветеран южного акимского корпуса, находившийся в резерве, но, увы, оставшийся в нем (2011-2012), Абай Бисембаев — опытный управленец, фактически руководивший УДП при предшественниках и выстроивший из него мощную корпорацию с сохранением расширенного толкования названия (с 2012-го).

Характерно, что по сей день среди отечественных политических тяжеловесов нет ни одного, кто не начал бы политическую или деловую карьеру как минимум в 90-е годы — период, когда можно было проявить свои качества в действительно жестких и, скажем так, конкурентных условиях. Другой заметной чертой указанной категории можно обозначить обстоятельство, что никто из них не толковал свои полномочия буквально. Это, возможно, и обусловило непривязанность их влияния и долголетия к факту обладания тем или иным портфелем. В любом случае, чтобы понимать то, что происходит сегодня, оценить то, что будет завтра, надо знать историю вопроса. Ключи от будущего Казахстана лежат в прошлом, разгадать которое практически невозможно. Но в этом, наверное, и заключается вся прелесть игры.

Данияр АШИМБАЕВ,
специально для Панорамы
25.10.2013 г.

Источник — Панорама