Казахстан хочет видеть в ТС скорее Турцию, нежели Сирию, Армению и Кыргызстан. Впервые об этом сказал сам Назарбаев, разойдясь с Путиным в оценке ситуации в Таможенном союзе.
Идея тюркоязычной торговой интеграции, которая широко обсуждалась летом этого года так и не нашла своего логического продолжения во время саммита глав тюркоязычных стран в азербайджанской Габале.
Тогда, говорили, что препятствует соответствующему союзу Москва, а ее лидер Владимир Путин за несколько дней до саммита инспектировал Баку, где высказал соответствующее пожелание Ильхаму Алиеву.
Но видимо Акорда, в свете последних активных маневров России по переформатированию ТС из экономического блока, в политический, где доминирующую роль должна играть Москва решила сделать ход конем. И пошла на опережение.
Предложение включить Турцию в ТС, во-первых, должно стимулировать Кремль, который начинает забывать об экономической основе Таможенного союза. Во-вторых, Казахстан дает сигнал соседу, что у него помимо РФ есть на кого ориентироваться и звать в союзники.
Также Назарбаев удовлетворил запрос общества на усугубление тюркоязычных процессов в регионе, где Турция воспринимается как главный центр силы, способный вывести РК на новый уровень.
К тому же экономический эффект от членства Анкары в блоке для Назарбаева более очевиден, чем от приема в него Армении и Кыргызстана.
Правда, некоторые эксперты считают, что речь идет лишь о тонком троллинге казахским лидером российских политиков, активно зовущих в ТС Сирию. С ней у Турции, как известно, более чем напряженные отношения.
Вероятность же присоединения Турции к Таможенному союзу кажется маловероятной, как из-за географических особенностей этого государства, так и из-за ориентации страны на ЕС и НАТО.
Назарбаев на заседании Евразийской экономической комиссии в Минске заверил, что именно сам президент Турции обратился к нему с просьбой вступить в Таможенный союз
Однако Назарбаев на заседании Евразийской экономической комиссии в Минске заверил, что именно сам президент Турции обратился к нему с просьбой вступить в Таможенный союз. Он лишь озвучивает инициативу Анкары.
Глава Казахстана также предложил ликвидировать ЕврАзЭС, так как эта структура дублирует ТС. Лучше заняться расширением Таможенного союза, чем иметь два одинаковых интеграционных формата.
Российский лидер Владимир Путин саму возможность ликвидации ЕврАзЭС не исключает. Он предложил все же не торопиться с решением.
Аналитик Инвесткафе Тимур Нигматулин сказал kursiv.kz, что президент России не поддержал инициативу о роспуске ЕврАзЭС в связи с тем, что сейчас экономика страны испытывает замедление темпов роста. Любые внешние шоки, в том числе ликвидация этой структуры, может негативно отразиться на ситуации в целом.
«Присоединение Турции наиболее выгодно Казахстану и Белоруссии. Так как эффект от сокращения торговых барьеров сильнее сказывается на небольших экономиках. Я не думаю, что Россия прислушается к критике со стороны Казахстана по поводу таможенных барьеров, которая также прозвучала из уст Назарбаева. Все же влияние двух стран в рамках ТС не соизмеримо по своей силе», — отметил Нигматулин.
Независимый политик Амиржан Косанов говорит, что прошедшее заседание Высшего Евразийского экономического совета выявило одну очень важную вещь: несмотря на публично заявленные общие цели и взгляды на интеграционные процессы в рамках ЕАС и ТС у каждой из стран-участниц есть и будут свои, отличные от других партнеров стратегические интересы.
Учитывая, что общая конъюнктура рынков ухудшается, а в трех странах-участницах ситуация с экономикой не имеет позитивных перспектив «перетягивание одеяла на себя» будет только усиливаться
«Учитывая, что общая конъюнктура рынков ухудшается, а в трех странах-участницах ситуация с экономикой не имеет позитивных перспектив «перетягивание одеяла на себя» будет только усиливаться. Россия, как доминирующий по всем параметрам субъект Союза, будет, скорее всего, стараться развивать ЕАС и ТС через призму усиления своих геополитических интересов и задач. Будут ли эти стремления поддержаны Казахстаном и Белоруссией, — вопрос открытый. И ответ на него зависит от многих обстоятельств. Возможно, все эти противоречия приведут к торможению интеграции внутри ЕАС и ТС, а в далекой перспективе и вовсе к отказу от этой идеи», — считает Косанов.
Как отмечают опрошенные kursiv.kz эксперты, когда дело касается национальных интересов, несмотря на всю абстрактность этого понятия, геополитизация вопроса легко достижима.
Евразийское пространство, если отклониться от термина, установленного рамками Таможенного Союза, в своей доминирующей политической трактовке, всегда являлось частью постсоветской проекции.
Проблема в том, что Таможенный Союз, по ряду обстоятельств, не может избежать геополитизации. Вести о том, что Индия, Сирия и другие страны стремятся наладить сотрудничество с Таможенным Союзом, только добавляют масло в огонь.
Исходя из этого, заявление президента Назарбаева о включении Турции в Таможенный Союз, может расцениваться в качестве ответа «той же монетой»: деятельность организации переходит сугубо экономические рамки, и становится резко подверженной остро политическим вопросам. Таким как сирийский кризис.
Высказывание Назарбаева представляет собой некий ответ на эту ситуацию апелляцию к такому же геополитическому ресурсу и контр-аргументу.
Эксперт Института Евразийских исследований Данияр Косназаров, отмечает, что тут важна не столько позиция самой Турции, сколько возможность очертить заново «красные линии» президентом Казахстана в рамках дальнейшего функционирования Таможенного Союза.
По словам аналитика нельзя сказать, что Турция не проявляет интерес к тому, что связано с деятельностью ТС, Центральной Азии, России и Азии в целом. Турция пытается для себя определить новый формат взаимоотношений со странами региона.
Турция стоит перед важными внутриполитическими вызовами. В частности должны пройти муниципальные, парламентские и президентские выборы
В этом плане, подписание ею «партнерства по диалогу» с ШОС позволяет в какой-то мере говорить о том, что Анкара пытается определиться с контурами сотрудничества, с учетом меняющихся условий в мире, ростом Китая и других стран БРИКС, возвращения инвесторов развитые страны, процессов регионализации.
Турция стоит перед важными внутриполитическими вызовами. В частности должны пройти муниципальные, парламентские и президентские выборы. С точки зрения внешнеполитических вызовов, важен сирийский вопрос, который уже вылился в конфликт интересов с Ираном и Израилем.
Он же выступает дополнительным барьером в отношениях с Вашингтоном. Надо учитывать последние события, связанные с главой турецкой разведки Хаканом Фиданом и новостью о том, что Турция готова закупить китайскую противоракетную систему.
После выборов в стране ситуация может измениться. Внутриполитические балансы будут очень важны для понимания будущего курса Анкары.
Поэтому Турция пытается понять, как лучше работать на азиатском направлении. Пока точных для себя ответов она не нашла. Исходя из этого, сотрудничество Турции с ТС может взяться Анкарой на разработку, но о каком-либо серьезном намерении сделать такой шаг ничего не известно, отмечает эксперт.
«Если рассматривать Таможенный Союз в качестве геополитического проекта против Китая, то Турция может быть заинтересована. Несмотря на старые рефлексы относительно российских политических проектов, видение Анкары по поводу евразийского континента видоизменяется под влиянием КНР. Кроме того, нельзя сказать, что отношения Турции и России на протяжении последних лет были не выгодными. Совсем наоборот. Негативное сальдо в отношениях Турции с Китаем может побудить Анкару к более тесному сотрудничеству с Москвой. Если такая тенденция будет усиливаться, в перспективе, наверное, можно будет говорить об оси Турция-Россия-Казахстан. На первый взгляд, идея звучит противоречиво. Но предугадать поведение игроков все еще очень сложно. Например, сотрудничество с ШОС является для Турции тем же геополитическим ресурсом: оно может позлить не только Вашингтон, но и Брюссель. Но пока об углублении отношений Турции с этой организацией говорить тоже не приходится», — говорит Косназаров.
Политик, общественный деятель Серикжан Мамбеталин отмечает, что цель президента России Владимира Путина возродить Советский Союз под вывеской сначала Таможенного, а затем Евразийского союза. Это понимают уже все, включая Назарбаева. Поэтому он и предлагает такие ходы как включение Турции в состав Таможенного союза.
И конечно Россия будет против, потому что она хочет играть роль метрополии для своих колоний, бывших советских республик
«И конечно Россия будет против, потому что она хочет играть роль метрополии для своих колоний, бывших советских республик. Хотя предложение Назарбаева очень логичное, ведь в мире всего три страны расположенные как в Европе, так и Азии — Россия, Казахстан и Турция», — говорит Мамбеталин.
Присоединение Турции к ТС откроет для Казахстана возможность выхода на европейские рынки, но для этого идеальным вариантом для Астаны было бы и участие Азербайджана в союзе. Но Баку шагов в направлении Таможенного союза не делает.
Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов также видит в предложении Назарбаева о присоединении Турции к интеграционному объединению завуалированный упрек Путину, который стремится расширить Единое экономическое пространство, не соблюдая при этом прописанные в нем условия. Упрек и ничего более, говорит он.
«Путин это делает под влиянием внутриполитических обстоятельств. Ему надо поддерживать свой рейтинг. Также ради этого он подстегивает эти устаревшие образования — СНГ и ЕврАзЭС. Никакого смысла в них нет — это были мертворожденные уродцы и средство для цивилизованного развода после падения СССР. И они мешают работе ЕЭП. Поэтому Казахстану выгодно, чтобы они все были ликвидированы. По всей видимости, если будут барьеры и дальше — Казахстан будет вводить зеркальные меры в ответ. В целом, итоги совета следующие: совместными с Беларусью усилиями Казахстану удалось немного спустить Россию на землю и заставить ее пообещать выполнять инициированные ею самой соглашения», — сказал kursiv.kz Шибутов.
Причем о расхождении с Россией Назарбаев в этот раз сказал достаточно открыто. По его словам сохраняются трудности в доступе казахстанской продукции на рынке РФ, используются нетарифные технические барьеры, завышены санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации и лицензированию.
Таким образом, предложение Нурсултана Назарбаева о включении Турции в члены ТС может преследовать, как минимум две цели. Первое — реальное озвучивание позиции Анкары через посредника, коим на этот раз выступил Казахстан. Второе — попытка Назарбаева продемонстрировать самостоятельность и независимость от Москвы.
Казахстан пытается заявить себя ни как рядового члена интеграционного формата с Россией, а как равноправного участника этого процесса.
Источник: КурсивЪ