Вся правда о гибели великого сына казахского народа. В годы самодержавия, и в более позднюю эпоху тоталитаризма, было принято скрывать или фальсифицировать исторические факты. Сегодня мы наблюдаем дискуссии по поводу преждевременной кончины Чокана Валиханова. По сей день большинство верит в гибель Чокана по причине болезни. Но некоторые факты говорят сами за себя.
Предлагаю рассмотреть версию убийства Чокана генералом Черняевым. В газете «Казахстан — Заман» от 21 марта 1997 года в статье под названием «Какие мы на самом деле? Или же психика казахского гражданина: вчера, сегодня, завтра», у писателя Бейбута Койшыбая мы встречаем такую фразу: «…имя Черняева, прославившегося особо жестокими действиями, такими как убийство беззащитных беременных женщин, покушение на жизнь Чокана, разрушение мечети Яссауи и Бибиханым, до сих вызывает бурю отрицательных эмоций и споров на территории нынешнего Казахстана и Узбекистана».
Это доказательство первое. Во вторых, в «?аза? ?дебиеты» от 26 апреля 1969 года, в материале Балтабая Адамбаева, посвященном Орынбаю акыну, были приведены сказанные акыном слова соболезнования матери Чокана Зейнеп ханым и его отцу Чингизу. В частности, там была такая строка:
«Чокан, ставший шахидом».
Данная фраза из стихотворения, кроме того, озвучена в сборнике «Поэты 19-ого века», вышедшего в 1988 году, в издательстве «Галым», в статье Р. Рахметова, посвященной Орынбаю. Именно эта строчка «стал шахидом» заставляет задуматься. Так у мусульман принято говорить о человеке погибшем в результате насильственной смерти, или в результате природного катаклизма.
Бывший муфтий Духовного управления мусульман Казахстана Ратбек кажы, дал четкое определение понятию «смерть шахида». (Издание «Обычаи исламского захоронения». 1995 год»), — «Это смерть мусульманина от чьих-либо рук, или в результате несчастного случая. По Шариату человека, ставшего шахидом, хоронят в верхней одежде».
Вышеуказанные факты заставляют нас насторожиться. Ведь одной из отличительных черт того же Черняева была жестокость, и склонность к садизму. Валиханов же был связан по службе с генералом Черняевым, но другом тому не был. Между ними был конфликт. Чокан выражал открыто свое возмущение действиями кровавого генерала. Он не одобрял насилие со стороны российских воинских частей по отношению к коренному населению, во время захвата Ак мечети.
Как бы то ни было фраза писателя Бейбыта Койшибая «в Чокана стреляли» влечет за собой загадку, переворачивая все наши представления о причине гибели молодого штабс-ротмистра российской армии. Тем более, у нас есть веский повод усомниться в официальной версии кончины Валиханова, если принять во внимание, сколь много откровенной лжи и фальши, в попытке запутать и скрыть правду, нагородили в свое время российские и советские историки, повествуя в сугубо розовых тонах о колонизации казахской степи. Ведь тот же поход на Акмечеть – по сути своей явился действием, нисколько не связанным с представлениями о воинской и офицерской чести. Это была карательная, кровавая акция от начала и до конца. И не удивительно, что царская власть простила Черняева, руки которого по локоть были выпачканы в крови инородцев. Он проводил угодную самодержавию имперскую политику.
В доказательство нашей версии хотелось бы привести и статью журналиста Л. Чезганова, рассказывающего, как в Талдыкурганской области, в местечке Шанкакай, района Кербулак, (позже переименованного в колхоз Чокана Валиханова), на одном из берегов горного озера был найден огромный белый камень. С выбитыми на нем словами на арабском и русском языках. Секрет камня раскрылся лишь в 1945 году. На русском языке на нем было написано: « Здесь покоится тело штабс — ротмистра Чокана Валиханова. 1865 год». А ниже дано пояснение : «По просьбе генерала – адъютанта фон Кауфмана возвели данный памятник Чокану, за его неутомимую деятельность в области науки. Памятник возведен под руководством генерал- лейтенанта Колпаковского, в 1881 году».
Позже приехавшие ученые из Алматы, произвели раскопку могилы, и наряду с останками Чокана нашли его офицерский мундир. Чокан был в нем захоронен.
И здесь самое интересное заключается в том, что Чокан не был укутан в саван, согласно мусульманским канонам, предписанным для покойных, погибших своей смертью. Он был одет. Именно так хоронят мусульмане шахидов. При этом Чокан не был христианином, чтоб его могли хоронить по христианскому обряду. Несмотря на подчинение царской власти ни жители аул Тезек торе, на территории которого находиться захоронение, ни отец Чокана Чингиз никогда не меняли своей религии.
Если верит историческим источникам, опубликованным с момента обретения независимости, Чокан проводил последние годы своей жизни, занимаясь политическими, воинскими, национальными и мусульманскими вопросами. Существуют факты, указывающие на то, что Чокан, как и просветитель казахского народа Ибрай Алтынсарин, горько сожалел о своем пройденном жизненном пути, о своей службе на царскую администрацию.
И под конец, заметим, история знает множество примеров, когда некоторые исторические факты получали не верное освещение. С другой стороны, мы не думаем, что новые знания разрушат наши отношения с ближними соседями, выстраивавшимися на протяжении долгого времени. Однако как говорил Аристотель «Платон – мне друг, но истина дороже». Нам важно знать правду, какой бы горькой она не была.
Газета «Ана тілі»