Мухит-Ардагер Сыдыкназаров к.ф.н., PhD доктор политологии директор Института современных исследований
Начну с того, что это очень серьезный шаг. Для будущих поколений и истории Казахстана.
Среди тех, кто поддерживает идею переименования нашего государства, предлагаются ранее три варианта: два без дескриптора (дескриптор — описание формы правления и государственного устройства, федерация, конфедерация, заморская территория и др. ): Qazaq Eli (Kazak Eli, Казак Ели) и Qazaqia, Казакия, Казахия и с дескриптором: Qazaq Respublikasy, Kazak Respublikasy, Казахская Республика.
Среди существующих свыше чем 200 государств довольно много государств обоих типов. Причем вторых — с дескриптором больше. Без дескриптора — чуть меньше.
И предвидя необъективных критиков, этой идеи, надо отметить, что наименование государств как без, так и с дескриптором — абсолютно не тенденциозно и не характеризует уровень политико-экономического развития, военную мощь таких государств.
Государства, в наименовании которых отсутствует дескриптор (в алфавитном порядке): Бруней-Даруссалам, Буркина-Фасо, Гренада, Грузия, Государство Израиль, Ирландия, Исландия, Канада, Государство Катар, Государство Кувейт, Малайзия, Монголия, Новая Зеландия, Независимое Государство Папуа — Новая Гвинея, Румыния, Независимое Государство Самоа, Туркменистан, Украина, Государство Эритрея, Ямайка, Япония.
Как правило, слово, понятие «государство» наличествует в официальных наименованиях стран пришедших к своей государственности путем борьбы, выхода из колониальной зависимости, бывших частью (в составе) других государств (хотя и это все относительно).
Это своего рода манифестация независимости, своего долгожданного присутствия на политико-экономической карте мира: Государство Израиль, Государство Катар, Государство Кувейт, Независимое Государство Папуа — Новая Гвинея, Румыния, Независимое Государство Самоа, Государство Эритрея.
Наименование государств, состоящих лишь из одного слова без дескрипторов — указывающих на историко-территориальную этничность, либо нацеленных на формирование политической нации, также немало: Бруней-Даруссалам, Буркина-Фасо, Гренада, Грузия, Ирландия, Исландия, Канада, Малайзия, Монголия, Румыния, Туркменистан, Украина, Ямайка, Япония.
Таким образом, даже если и будет проведен «ребрендинг» Казахстана, то новые-старые наименования нашей страны очень гармонично вписываются в имеющиеся тенденции и современные политические традиции.
Казахстан не является первопроходцем в этом плане. Первым среди тюркоязычных народов применившим в своем наименовании понятие: Ел, Эль (государство, страна, народ) стали марийцы, переименовавшие вызывавшие неверные ассоциации название «Марийская Республика» на «Мари Ел», Республика Мари Эл (Респу́блика Мари́й Эл (луговомар. Марий Эл, горномар. Мары Эл). Это республика на востоке европейской части России, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Согласно конституции Республики Марий Эл, является республикой (государством) в составе Российской Федерации.
Естественно, среди критиков этой идеи и желающих подсчитать во сколько обходится нашему народу самостоятельный выбор даже собственного имени на карте, возврат к языку, собственной истории, самостоятельному это вызывает лишь скепсис, язвительные комментарии. Но — государство, и составляющий его народ имеют все полномочия решать собственную судьбу. И референдум — наиболее объективная форма. Кстати, на референдум ряд общественно-политических деятелей просят вынести и вопрос по Евразийскому Союзу.
В конце концов это можно воспринимать как достижение совершеннолетия, когда в своем первом удостоверении личности мы сами решаем: как правильно должно писаться наше имя, и какую фамилию, или даже шире — к какой фамилии, семье мы принадлежим.
Также понятно, что новое название «Қазақ Елі» в казахском языке плотно связано — ассоциативно, исторически, культурно с понятием, ставшей основой для озвученной в Послании-2014 идеей Мәңгілік Ел. То есть если смотреть с точки зрения идеологической составляющей, то это по моему мнению это очень удачный ход. Не думаю, что это было спонтанно озвученное предложение Главы государств. Наверняка на уровне идеологемм это планировалось ранее. Это снимает с повестки дня ряд вопросов, своего рода раздражителей у национал-патриотического направления среди наших политиков и общественных деятелей, и, превентивно способно решить ряд вопросов во внешнеполитической средне- и долгосрочной перспективе. Но также и актуализирует старые: вопросы переименования либо возвращения ряду казахстанских городов их старых названий.
В сугубо лингвистической плоскости это может привести к явлению очищения казахского языка от заимствований из других восточных языков — фарси, арабского и др. Как это было в турецком языке в постосманский период.
Если же рассматривать озвученную Н.А.Назарбаевым в контексте того, что озвучил Первый Президент независимого Казахстана, стоящий у основ формирования современного казахского государства, заложивший новую столицу, являющийся соавтором нового Гимна Казахстана, то логичным будет и новое (а новое это хорошо забытое старое) наименование нашей страны.
Почему нет?
Источник: z001.kz