АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Туркестан № 5. СЕ ЛЯ ВИ, Г-Н СВОИК! СРЕДИ ПРОТИВНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА НЕМАЛО БЫВШИХ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ

ултымызСегодня некоторые наши сограждане, которые живут на нашей земле, дышат его воздухом, «плюют в колодец, откуда пьют». Самое печальное, что это сегодня стало привычным явлением. Некоторые делают вид, что не замечают этого, делая вид, что это временное явление, тем самым оберегаяя свой душевный покой. Однако до каких пор будем терпеть нападки на государственный казахский язык и его игнорирование?

Если пролистать подшивку газеты «Туркестан», которая недавно отметила свое 20-летие, и, просмотрев материалы, опубликованные на заре Независимости,  сравнить их с сегодняшним днем, то видно, что положение казахского языка никак не изменилось, и он пребывает в таком же состоянии. Создается  впечатление, что проблемы, поднимавшиеся в то время, до сих пор не нашли своего решения. Однако в тот период ситуация была понятна, страна только обрела Независимость, избавившись от железных тисков советской империи. Но мы и сегодня бьем тревогу за положение государственного языка в обществе.

Так, в газете «Туркестан» (№23 от 28 окт. 1994г., авт. О.Омирбек) была опубликована статья «Ана тілімізді ардақтайық». Автор статьи писал: «…казахский язык обрел статус государственного языка. И теперь этот закон должен же стать четким мерилом и правилом наших действий, пульсом нашего сердца! А председатель республиканского славянского движения «Лад» Олег Попов и его заместитель Александра Докучаева свою предвыборную программу довели до общественности через Казахское радио. Смысл их выступления сводился к тому, что «и русский язык должен стать государственным языком! Нужно вводить двойное гражданство!» Желание изменить Конституцию, отредактировать ее – старая песня. Если раньше говорили только о языке, теперь прибавили к нему проблему гражданства. Мало того, прибавьте сюда то, что наши собратья общаются между собой на русском языке, не проронив ни единого слова на родном языке. Если сами казахи не считают нужным, то кто из посторонних начнет изучать этот язык, даже учитывая, что он получил статус государственного языка?».

Хотя с тех пор прошло почти 20 лет, проблема не потеряла своей актуальности. И сегодня достаточно тех, кто в общественных местах к казахскому языку относятся свысока. Несмотря на то, что страна стала суверенным государством, и родной язык получил статус государственного языка, до сих пор немало казахов, которые по старой привычке общаются между собой на русском языке. Что на это можно сказать?!

Как-то Петр Своик, который попал в немилость общественности за свои неуместные заявления, унижающие казахский язык, оскорбляющие достоинство казахского народа, продолжая свою старую песню, сказал: «…В этой связи нужно учесть, что казахская элита русскоязычная. Безусловно, рано или поздно, мы должны сделать казахский язык вторым государственным языком после русского. Для этого нужно организовать изучение казахского языка со школьной скамьи, и потребовать от депутатов, руководителей государственных органов знания двух языков. Только при реализации этих требований казахский язык можно поднять на уровень второго государственного языка». Общественность хорошо помнит, что после этого руководство ОСДП, от имени которой выступал Своик, принесло извинения за его политически некорректные высказывания.

А недавно политик Петр Своик в своем интервью «R-студии» снова рассуждал о проблемах государственного языка. Некоторые информационные средства опять свалили вину на самого Своика. Однако давайте заглянем в подоплеку его ответов журналисту. «Вообще, когда я был против казахского языка? В законе сказано, каждый гражданин обязан знать государственный язык. Государство должно создать условия для изучения государственного языка для всех граждан. Казахский язык я понимаю. Если на месяц поеду в аул, возможно, и заговорю. Но для чего и кому это нужно? Что я докажу этим? Хотя с момента принятия закона «О языках» прошло 25 лет, большинство членов правительства, чиновников, депутатов говорят на русском языке. И все это происходит из-за того, что Своик не знает языка?!», — сказал он журналисту, дав  исчерпывающий ответ на его вопрос.

И, действительно, то, что говорит  П.Своик – правда. Исполнение закона нужно требовать прежде всего от тех, кто занимает высокие посты. За годы независимости многие занимали высокие кресла в государственной иерархии. И большинство из них, за редким исключением, предпочитали говорить на русском языке. Например, некоторые министры и их заместители, отчитывавшиеся перед Парламентом, показали, что не блещут знанием казахского языка. Выходит, этих чиновников не волнует проблема государственного языка, который до сих пор не может прочно занять свой статус государственного языка?!

Но, в конце концов, должны же они с уважением относиться к конституционной статье, которая четко прописана в Основном Законе?
В свое время Гульжан Карагусова, будучи министром труда и социальной защиты населения, в интервью журналистам часто говорила: «Изучаю казахский язык. В будущем стану одной из министров, хорошо говорящих на государственном языке». И народ радовался ее желанию овладеть казахским языком. Однако если учесть, что век министра недолговечен, то кто только не занимает министерские посты. Сегодня Г.Карагусова, в свое время обещавшая изучить казахский язык, является депутатом Мажилиса Парламента. Недавно, общаясь с казахскоязычными журналистами, она по старой привычке, отвечала на русском языке. А как же с ее обещание десятилетней давности, что она изучает государственный язык? Может, после сложения полномочий министра, посчитала, что теперь ей ни к чему знание государственного языка, кто знает?! Ясно одно, что все чиновники, занимающие высокие должности, равнодушны к судьбе государственного языка.

Более того, к примеру, Болат Жамишев, долгие годы возглавлявший министерство финансов, не проявил особого желания изучить государственный язык. В любом обществе предпочитает говорить на русском языке. И, кажется, даже не сожалеет об этом. Зато Ермухамет Ертысбаев, будучи помощником Президента страны, заявлял, что изучает казахский язык, продемонстрировав свой интерес к государственному языку. Даже как-то показал неплохое знание казахского языка, отвечая на вопросы журналистов. Если высокопоставленные чиновники считали бы себя истинными патриотами страны, то хоть на свои средства, но изучили бы казахский язык. Однако, как говорит Своик, «кому нужен язык, который не нужен им?». И так думает не один Своик. Закономерно, что такого мнения придерживаются и многочисленные представители других этносов, не желающих владеть государственным языком.

И пока государственный язык не станет основным рабочим языком чиновников, задействованных в государственном управлении, то кому он нужен? А у нас, наоборот, русскоязычный г-н Своик раскрывает нам глаза, указывая на  истинную ситуацию, сложившуюся в казахстанском обществе. Это хоть и горькая, но правда, которая должна была прозвучать.

А сколько за 22 года Независимости Казахстана  было выделено средств на развитие государственного языка! Где эти деньги? Так, первый этап реализации программы развития и применения государственного языка охватывал 2001-2010 годы, а следующий этап рассчитан на 2011-2020 годы. Сегодня руководством страны поставлена конкретная цель – к 2020 году 95% населения страны должны говорить на казахском языке. На реализацию этой программы государство выделяет огромные средства, которые из года в год только растут.

В частности, если в 2001-2003 годы на развитие языка было выделено 100 миллионов тенге, в 2006 году эта цифра составила 560 миллионов  тенге, в 2007 году выросла до 3 миллиардов тенге. А в 2008 году государственный бюджет на развитие государственного языка выделил 5 миллиардов тенге. Указом Елбасы даже был утвержден график поэтапного перевода делопроизводства на государственный язык, согласно которому центральные и местные исполнительные органы должны были перевести делопроизводство на  казахский язык до 2010 года.

Однако во многих ведомствах это осталось лишь на словах.
Стоить отметить, что для развития государственного языка на 2012-2014 годы из республиканского бюджета выделено 12,9 млрд. тенге. Из них на 2012 год выделено 2,8 млрд. тенге, на 2013 год – 5 млрд. тенге, а на 2014 намечено выделение 5,1 млрд. тенге. Если продолжать перечислять, от цифр голова кругом идет. Выходит, если считать с 2001 года, то средства, выделенные на развитие государственного языка, составят половину годового бюджета страны.

Однако вот вопрос, насколько эффективно они использованы? Что сделано на эти огромные средства? Где результаты? Если бы многолетние усилия дали результаты, то сегодня не только чиновники, но и каждый член нашего общества свободно говорил бы на казахском языке. Даже такие, как П.Своик, возможно, от безысходности заговорили бы на государственном языке?!

Несомненно, все это следствие того, что многие наши сограждане не болеют душой за родной язык, не испытывают чувства гордости за него. Это происходит из-за равнодушия многих высокопоставленных чиновников. Однако время работает на государственный язык. И, в конце концов, наступит день, когда казахский язык станет настоящим, истинно государственным языком! Сегодня мощное историческое течение и законы общественного развития объективно работают на укрепление государственного языка в Казахстане. Как говорят французы, «се ля ви!». Такова жизнь, г-н Своик!

Динара МЫНЖАСАРКЫЗЫ                                                                                                                                 Перевод Кайрата МАТРЕКОВА