«Мәңгілік Ел» – этo национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского пути, выдержавший испытание временем», – сказал Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана 17 января 2014 года.
В смысл этих слов вложены вековые чаяния народа, связанные с его прошлым, настоящим и будущим. Определив «Мәңгілік Ел» как центр нашей казахстанской вселенной, как стержень государства, вокруг которого консолидируются все позитивные силы общества, Казахстан выходит на другой уровень развития. Из мирового исторического опыта мы знаем, что вечные государства – это непреходящая духовность и строго выстроенный порядок государственной системы, элементы которого унаследованы и актуальны в наше время. К примеру, принципы построения парламентов и политических партий Римской империи, используемые современными государствами.
Но история также учит нас и другому: причина гибели великих цивилизаций, наций всегда одна и та же – утрата веры в вечные ценности человечества. А культура как совокупность достижений в материальной и духовной сфере является частью незыблемых вечных ценностей. В идее «Mәңгілік Ел» как одна из значимых составляющих заключена наша духовность – культура, история, моральные ценности, то есть система миропонимания человека, сохранение которой в равной степени предполагает ответственность и почет. И если связывать высокую пафосность мысли с конкретными делами, то в нашем музейном деле каждый сохраненный музейный экспонат – это наш вклад в большое общее дело.
Касаясь музеев, хотелось бы немного заглянуть в историю. Истоки музейного дела в Казахстане уходят корнями в далекие времена, когда, возможно, их именовали по-другому. Одним из зафиксированных фактов в истории обозначена созданная в 1827 году в Букеевской Орде ханом Жангиром «Оружейная палата», представлявшая коллекцию оружия, реликвии, а также ценные документы. Сегодня в Казахстане работает около 400 разноплановых музеев. И главной среди всех этих сокровищниц, в которых хранится великое множество уникальных артефактов и документов, будет строящийся в Астане Национальный музей Республики Казахстан.
Глубокая история наших предков, достижения современности позволили Казахстану стать узнаваемым и признанным в мировом сообществе, занять в нем свою нишу. Конечно же, этот статус задает высокую планку и для Национального музея.
Сердцем любого музея является его фонд, и от того, насколько он богат и исторически насыщен, зависит экспозиционная музейная деятельность. Хронологическое разнообразие имеющихся экспонатов дает посетителю возможность окунуться в историю, осознать себя в ее потоке, таким образом подводя его к пониманию дня сегодняшнего. Комплектование фондов – это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения. При этом следует отметить, научная концепция комплектования фондов определяет всю концепцию музея. Бесспорно, это кропотливый труд, основанный на исследованиях, поисках, сопоставлении, изучении событий, предметов и всего того, что связано с историческими изысканиями.
Формы комплектования музейных фондов подразумевают различные пути. Подъем экономики государства позволяет планомерно выделять для музеев бюджетные средства на приобретение экспонатов. Хотелось бы надеяться, что данный источник пополнения будет расти из года в год. Предметы музейного значения поступают и от частных лиц или организаций, происходит обмен коллекциями между музеями, фонды пополняются в результате исследовательских экспедиций, научных командировок. Отдельной строкой можно отметить дарение, спонсорство, вызванные духом высокого патриотизма и сопереживания за национальную историю. Немалую роль в комплектовании музейных фондов играют коллекционеры и антикварные салоны.
Читателю наверняка будет интересно узнать о том, какие существуют критерии отбора при формировании фондов. На самом деле это целая система, включающая в себя ряд аспектов. Скажем, информативность – воплощение и отражение процессов общества и природы, репрезентативность – отражение эпохи, среды, явления. И конечно же, экспонат должен эмоционально воздействовать на посетителя, то есть здесь можно говорить об экспрессивности – способности вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам, аттрактивности – внешних характеристиках и эстетических достоинствах того или иного предмета.
Полагаю, что истоки становления и пополнения шедевров мировых музеев интригуют и вызывают интерес неравнодушных к истории людей. Так, основанием знаменитого музея Ватикана стала коллекция произведений искусства, собранных папой Юлием II, благодаря которому ценители скульптуры и живописи имеют возможность любоваться росписями Сикстинской капеллы. Каирский музей обязан своим созданием двум людям – правителю Египта XIX века Мохаммеду Али, который декретом запретил вывоз древних памятников из страны, и французу Огюсту Мариетту, покоренному историей Египта и основавшему первое здание музея в своем доме в Каире. Бережно пополнявшаяся коллекция сейчас занимает порядка ста залов и вместе с богатыми запасниками рассказывает о 5 тыс. лет истории Египта. Основанный женой испанского короля Фердинанда VII Марией Изабеллой де Браганза музей Прадо в Мадриде веками пополнялся правителями, сменявшими у власти друг друга, но в конечном итоге сформировавшими уникальную мировую коллекцию. Всем знакомый Эрмитаж основан на частном собрании Екатерины II, насчитывавшем 225 картин.
Удивительна и интересна история создания галереи Уффици во Флоренции. Управляющий городом – Медичи – в XVI веке расположил все министерства Флоренции в одном специально построенном здании дворца Уффици. Но здание постепенно украшалось картинами благодаря меценатам и художникам, таким образом постепенно превратившись в музей. Коллекция музея Метрополитен в Нью-Йорке впервые была создана в XIX веке группой бизнесменов и художников.
Рассказывая о создании вышеназванных именитых музеев, хотелось бы провести аналогию с современностью, употребив слово «спонсорство», которое ассоциируется с благими намерениями, имеющими целью вложения социальных инвестиций на основе взаимовыгодного сотрудничества. Конечно же, это акт доброй воли, когда материальное благополучие граждан достигает такого уровня, что слово «прибыль» имеет более широкое понятие и выходит за рамки материального, становясь достоянием всего народа в виде сохраненных, возобновленных культурных ценностей.
В Казахстане существует проект закона «О меценатстве и благотворительной деятельности», но его принятие еще ждет своего часа. Конечно же, в случае одобрения данный закон, отрегулировав правовые отношения государства и мецената, оказал бы неоценимую помощь для пополнения музейного фонда. Здесь речь должна идти не только о частных лицах, но и о юридических, имеющих огромные обороты и, соответственно, прибыль, направив часть которой на поддержку культуры, они могли бы поднять свой имидж не только как финансовых магнатов, но и как знатоков, неравнодушных к своей истории. Внесенный таким образом вклад в дело развития и пропаганды культуры – это духовные инвестиции в будущее наших детей, а духовно богатая нация сможет прийти к величайшим достижениям.
Отмечая достойный уважения труд коллекционеров, как любителей, так и на профессиональном уровне ведущих сбор коллекций различного направления, в том числе и уникальных исторических предметов, хотелось подчеркнуть их понимание сложившейся ситуации с предметами музейного значения, нашу совместную работу по важным вопросам истории и музейного дела. В то же время существует большая часть населения, в «бабушкиных сундуках» которого имеются интересные для музея предметы. В силу нашего характера, воспитания мы глубоко чтим своих предков, и практически у каждого человека есть особо дорогие вещи, связанные со старшим поколением, среди них одежда, украшения, книги. Безусловно, при определенном понимании гражданской зрелости эти уникальные предметы могли бы найти свое место в музеях, где они будут доступны для всеобщего обзора и восхищения. Гарантию сохранности, поддержания предмета в надлежащем виде музеи обеспечивают, как говорится, по умолчанию.
В связи с этим вспоминается удивительная история пропавших экспонатов. В 90-е годы в одном из музеев Украины были украдены три картины, одна из которых принадлежала кисти Ивана Айвазовского. Поиски были безрезультатными. Но через несколько лет в музей пришел молодой человек, оставил сверток и ушел. К бесконечной радости музейных сотрудников, в свертке оказались пропавшие три уникальные картины, которые теперь хранятся в закрытом фонде. Порывы человеческой души порой бывают необъяснимыми, и поступки с благими намерениями имеют место в нашей жизни.
Возвращаясь к Национальному музею Республики Казахстан, необходимо отметить, что он имеет в своей структуре пять музеев: Музей истории Казахстана, Музей истории независимого Казахстана, Музей истории Астаны, музей золота, Музей современного искусства, а также научно-исследовательский институт, библиотеку, фондохранилище. Можно только представить ту огромную работу, которую предстоит выполнить сотрудникам музея. Национальный музей открыт для диалога и контактов.
Дорогие друзья, общество, в котором мы живем, мы создаем сами. Состояние нашей культуры – духовной составляющей общества – зависит от нас, от нашей с вами гражданской позиции.
Дархан МЫНБАЙ,
директор Национального музея Республики Казахстан