Участники форума неоднократно отмечали, что подобная площадка остро необходима обществу и властям для обсуждения значимых экологических вопросов.
Основной задачей конференции стало привлечение внимания бизнеса, государства и общественности к проблемам экологии, в частности, города Алматы. «Решению экологических проблем в Казахстане поможет активная общественная позиция граждан», – считает лидер Партии патриотов РК Гани Касымов.
Экологический форум был поделен на три секции: в первой части конференции участники обсудили перспективы и проблемы перехода на экологически чистый транспорт, затем с докладами выступили эксперты по нефтепродуктам и топливу. Однако самой острой стала тема строительства автодорог в городе и антисмоговых сооружений.
Как известно, концепция перехода к «зеленой экономике» была принята в сентябре 2013 года. Казахстан начинает разработку государственной стратегии перехода к «зеленой экономике», которая рассматривает природу не как ресурсы, а как капитал. Перспективы этой концепции – развитие альтернативных источников энергии, «зеленых» видов транспорта, технологий переработки отходов, экотуризма и т.д. По оценкам экспертов-экологов, в данный момент мы находимся на грани экологической катастрофы, поэтому «зеленая экономика» и ее принципы становятся жизненной необходимостью.
«Зеленая экономика» доступна: это простые, чистые технологии, которые могут дать человеку здоровую пищу, чистый воздух, энергию. Кроме того, «зеленая экономика» способствует экономическому росту, социальной интеграции, а также ликвидации нищеты путем создания рабочих мест.
По словам экспертов, главными условиями перехода являются «зеленые» госзакупки – не менее 50 процентов от общего количества, переход к экологически чистому общественному транспорту – автобусам на природном газе, легкорельсовому транспорту с выделением полос троллейбусам и, конечно, велосипедам. Только за счет увеличения количества общественного транспорта можно решить ситуацию с пробками и смогом, ведь обилие машин является основным источником загрязнения атмосферы: на сегодняшний день в городе насчитывается около восьмисот тысяч машин. Многие из них ездят на некачественном топливе или не соответствуют современным стандартам.
– Расширять дороги смысла нет. Это не решит проблем экологии и загруженности дорог, – считает заместитель руководителя управления автомобильных дорог Алматы Гани Мурзаханов.
Генеральный директор ТОО «Арна Консалтинг» Зийнеш Сагындыкова считает, что самым серьезным барьером в переходе к «зеленой экономике» является мышление: «По прогнозам синоптиков, это лето будет самым жарким за все годы. Это свидетельствует о том, что озоновые дыры становятся все больше. Каждый должен задуматься о том, как мы будем жить через несколько лет, как будут жить наши потомки, – подчеркнула она. – Для создания правовой базы этой стратегии мы должны определить нормативы максимального воздействия на окружающую среду, обеспечить экономическое стимулирование предприятий, поддержавших «зеленую экономику», ввести налоговые льготы».
В рамках форума также выступил заместитель акима Алматы Юрий Ильин. Он рассказал об экологической ситуации в городе и путях решения проблем, связанных с ней. Он отметил, что перевод ТЭЦ-1 с угля на газ уже завершен и решается вопрос о переводе ТЭЦ-2. Свою лепту в загрязнение воздуха вносит и частный сектор, жители которого топят печи углем. В этом году планируется завершение газификации частного сектора.
О влиянии экологии на здоровье горожан рассказала Наталья Кайдакова, начальник отдела Казахстанского агентства прикладной экологии:
– По сообщению Казгидромета, загрязненность воздуха Алматы составила 11,5 единиц, что превышает допустимую норму в три раза (низкий уровень – 0–4) и делает Алматы самым грязным городом Казахстана. А самый чистый город – Кокшетау, там индекс всего 0,3. В состав воздуха Алматы входят в основном примеси диоксида серы, диоксида азота, фенола… Но наибольшую опасность представляет формальдегид – именно он вызывает онкологические заболевания. Важно отметить, что риск развития дыхательных заболеваний в Алматы превышен в восемь раз, сердечно-сосудистых – в четыре.
Начальник отдела архитектуры «EcoLife» Лейла Рахимжанова затронула тему архитектуры:
– Алматы – это родина ариев и земля царских скифов! Издавна люди сооружали здесь свои дома, они делали это в гармонии с природой – достаточно посмотреть на форму юрты, например. Дома являются порождением той среды, в которой живет человек. Поэтому народная архитектура экологична, устойчива, гармонична – так у многих народов. А мы уничтожаем свою землю, над нами смог, мы как будто закупорены в сосуде! Я разработала установки, которые помогут пробить этот слой, можно построить и запустить один большой аппарат, который будет всасывать в себя грязный воздух, но эти проекты не востребованы. Но самое главное – не отсутствие средств, не хватает чувства патриотизма, его нужно развивать.
Вера Бабенко
Источник: Сайт газеты «Литер»