После обретения Казахией Независимости, в среде «пятой колонны», включая казахских манкуртов, стало модным шельмовать не только казахских национал-патриотов, но и само понятие «патриотизм». И это на фоне подъема национального самосознания казахского народа. А отправной точкой для этого служит вырванное из контекста и впоследствии широко цитируемое в искаженном виде изречение: «патриотизм – это последнее прибежище негодяев».
ПАТРИОТИЗМ – НЕ ДЛЯ НЕГОДЯЕВ
Все годы суверенитета в Казахстане имеет место весьма устойчивый политический тренд – если ты казах и патриот, то автоматом зачисляешься в «нацпаты», получаешь ярлык «националиста». И что интересно, каждого казахского патриота не только «пятая колонна», но и власти по умолчанию считают чуть ли не «политически неблагонадежным гражданином». Надо признать со всей обескураженностью, что это нонсенс, имеющий место из всех независимых государств мира только в Казахстане.
При этом у казахстанской «пятой колонны», которая вкупе со своими российскими спонсорами хозяйничает на казахстанском информационном поле, как бы есть негласное право клеймить национал-патриотов (еще один нонсенс!) на страницах многотиражных общереспубликанских русскоязычных изданий и вебсайтов в Интернете. И как вы думаете, за что?
А за то, что вполне естественно для любого человека и гражданина, сына своего народа. За то, что казах-патриот беспокоится о сохранении Независимости Казахии, о сохранении и развитии родного, материнского языка (ана тiлi), об укреплении национальной безопасности, о воспитании молодого поколения в духе патриотизма, о сохранении ментальности и духовности своего народа, о сохранении его национальных традиций и обычаев, об изучении национальной, подлинной, а не искаженной русскоцентризмом истории, о единении тюркского мира и др.
Что касается пресловутой цитаты «патриотизм – это последнее прибежище негодяев», которую так любят приводить в качестве афоризма- довода в полемике и в своих антиказахских опусах манкурты и представители пророссийской «пятой колонны», то у нее есть несколько запутанная история, извратившая столь благородное понятие как «патриотизм» в русскоязычном научном и публицистическом контенте. А также в чистом виде перенесенная в казахский контент.
Вот эта история в изложении М.Сыдыкназарова, кандидата философских наук, PhD-доктора политологии:
В русском языке эта цитата появилась благодаря Л.Н.Толстому, который включил ее в свое собрание афоризмов, но она была вырвана из контекста, поэтому неверно истолкована, а ее первоначальный вид искажен при переводе. В 2000 году был предложен другой перевод, который звучит так: «Не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому, он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни».
Эта фраза была произнесена Сэмюелем Джонсоном, сторонником партии королевского двора тори в Великобритании еще во второй половине 18-го века. Высказывание было направлено против оппозиционеров – партии вигов, выступавших за право отделения англичан в Северной Америке, за рост национального самосознания, в защиту гражданских прав англичан, политическая позиция которых не ассоциировалась с UK-короной. Этот самый Джонсон являлся противником мнения англичан Нового времени, которые считали, что патриотизм может заключаться в «резкой и упорной оппозиции двору».
А благодаря авторитету великого писателя Льва Толстого, усеченный и исковерканный перевод цитаты в виде «патриотизм – это последнее прибежище негодяев», стал довольно часто употребляться в качестве афоризма царскими, имперскими, революционными, затем советскими политическими деятелями, понимавшими опасность патриотических настроений национальных окраин и стремившихся заклеймить сторонников самоопределения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ ПРОТИВ «ИМПЕРСКОГО ЭГОИЗМА»
После краха Советской империи на постсоветском пространстве появилось сразу полтора десятка суверенных государств, в том числе благословенный 1991 год принес независимость Казахии. Такое событие выпадает на долю не каждого поколения, его можно назвать «подарком судьбы», подготовленным всем предыдущим ходом исторического развития.
И, конечно, обретение независимости прежде веками угнетенными народами или потерявшими независимость когда-то свободными государствами, представляет собой событие величайшее, сверхординарное, огромного исторического масштаба. Огромные массы людей охватывает общее чувство морально-психологического удовлетворения, личностное самосознание каждого сливается воедино и возникает такое уникальное явление, как «подъем национального самосознания» народа.
А национальное самосознание основывается на таком святом для каждого человека чувстве, как патриотизм. К сожалению, именно его, это святое понятие, используют как разменную монету те, для кого национальное самосознание – всего лишь пустой звук, к примеру, манкурты. Ибо они не знают, что такое патриотизм, любовь к родине, не испытывают чувства благодарности к вспоившей и вскормившей их земле предков и чувства уважения к истории своего народа.
В нашей стране все годы независимости Казахии имеется в наличии и живет как у «Христа за пазухой» многочисленная «пятая колонна» русско-имперских шовинистов, которых интересует только лишь их собственное чувство национального достоинства. При этом их так называемый «российский патриотизм» возведен в «имперский эгоизм», в гиперболизированное чувство превосходства над другими людьми, другими народами.
О российском шовинизме хорошо и в точку сказала Валерия Новодворская: «В советской школе нас учили, что национализм – это мрак и туман. Но почему-то всегда забывали сказать, что есть национализм и есть патриотизм угнетенных окраин. Почему мерзок великодержавный шовинизм в России? Потому что для него нет ни малейших оснований и оправданий – как в 19-м, так и в 21-м веке. Мы должны склонить голову в раскаянии перед теми, кого лишили права выбора, лишили национальной независимости, и кроме ярма и рабства не дали ничего».
НОНСЕНС: АНТИКАЗАХИЗМ В КАЗАХИИ
Почему-то современным казахским манкуртам очень сильно не нравится слово «патриотизм» и суть этого понятия. Они его используют только в сочетании «национал-патриотизм», а носителей этого священного чувства «нацпатами». Если ты казах и борешься за сохранение и развитие родного языка, чтобы вместе с ним не умерла душа, культура, история твоего родного казахского народа, то ты «националист».
Все нулевые и даже нынешние десятые годы 21 века, то есть спустя почти четверть века Независимости, казахские отщепенцы и манкурты, называющие сами себя «шала-казахами», в печатных СМИ и в Интернете называют казахских патриотов «мамбетами», «популистами».
Здесь нужно отметить, что вкладывая презрительный смысл в «термины «мамбетизм», «популизм», апологеты антиказахизма не попадают в цель. Ведь мамбет – усеченное имя пророка Мухаммеда в казахском варианте, популист – фр. «populisme» от лат. populus — народ. Но, превратив эти слова в ярлыки, антиказахи-манкурты предъявляют их в качестве неких ужасных обвинений казахам-патриотам.
Странно, но правительство не замечает, что все русскоязычные типа «независимые» печатные издания, сайты в информационном пространстве Казахии строят свою информационную политику в антиказахском формате, подчеркивая, что они являются «казахстанскими», вкладывая в это определение некий, так называемый «интернациональный» смысл.
На самом деле их так называемый «интернациональный подход» построен на «антиказахизме», то есть отрицании всего «казахского» – языка, государства, ментальности, мировоззрения, философии, истории и, в конечном счете, будущего казахского народа.
Вот цитата из интервью «видного» антиказаха Данияра Ашимбаева: «Теперь в Казахстане самая больщая проблема – шала-казахи, те, кто удерживает нацию от мракобесия и мамбетизма. Давайте будем с ними бороться, пусть они уедут. И кто будет тащить страну вперед?».
Здесь возникают встречные вопросы. А как же казахский народ дошел до 21-го века, до третьего тысячелетия нашей эры, сохранив свою государственность, когда русскоязычных антиказахов-политологов до 20-го века в его среде не было и в помине?! И кто «тащил нацию вперед», кто возродил казахскую государственность в преддверии 21-го века? Неужели прадеды ашимбаевых, еримбетовых и им подобных?!
И подобную бредятину, антиказахскую муть законченного манкурта, не далее как в летом прошлого, 2013 года, публикует многотиражная русскоязычная газета «Время». После этого казаха-манкурта, осенью прошлого года интервью той же газете «Время» дает неблагодарный потомок переселенных в Казахию корейцев, один из многочисленных ПАКов с русским именем Михаил. При этом и наш манкурт Ашимбаев, и журналист-кореец Пак, и русско-еврейская редакция с казахами-манкуртами в ее составе газеты «Время» – все они в эпоху Независимости Казахии ведут антиказахскую пропаганду. В последние годы очень тонко завуалированную.
А из сути этих политически заказных интервью следует, что современная казахская нация, признанная мировым сообществом, имеет якобы придуманную государственность, что и история у него придуманная, что казахский национал-патриотизм – это обыкновенный популизм, что казахский язык необязательно изучать и знать, и т.д. и т.п.
Оказывается, достаточно того, что, как заявляет все тот же Данияр Ашимбаев, «когда я работаю с архивными документами или биографиями, то с помощью словаря справляюсь самостоятельно. То, что я не читаю казахскую прессу или какие-то казахские источники, просто – для меня в этом нет необходимости». Боже правый, как же он «работает над биографиями» в Казахстане, не пользуясь казахскими источниками?!
К сведению наших манкуртов, в России даже дворникам-нерусским не разрешается мести метлой, пользуясь только словарем, их заставляют писать диктанты и бегло говорить на русском. Как заявил мэр Москвы Собянин, «кто не владеет русским языком, не могут влиться в наше общество, так как находятся вне нашего культурного поля».
МАНКУРТИЗМ – НАСЛЕДИЕ КОЛОНИАЛИЗМА
Как будто в нашем молодом независимом Казахском государстве мало русско-имперских шовинистов, так здесь еще полным-полно манкуртов ашимбаевско-еримбетовского разлива. Просьба не путать с теми, кто плохо знает родной казахский язык или плохо осведомлен об истинной казахской истории – многие их них по своему менталитету более казахи и более патриоты, чем иные «нагыз-казахи».
Ашимбаевско-еримбетовской и прочей антиказахской пропагандой забиваются головы молодого поколения – русскоязычных казахов и русско-славянской молодежи, то есть первому поколению казахстанцев, выросшему в суверенном Казахстане.
На этом широком информационном русскоязычном фоне союза казахских политологов- манкуртов и «пятой колонны» весьма скромно выглядит информационное влияние АКОРДЫ, исповедующей «новый казахстанский патриотизм» в Стратегии «Казахстан-2050».
Особенно забавно звучат сентенции Нурлана Еримбетова. В одном из своих многочисленных интервью он заявляет «я – простой русской парень», в другом – горестно печалится, что «у нас (казахов) нет национальной гордости». Откуда у манкуртов эта национальная гордость может быть, если они сами себя называют «простыми русскими парнями»?! И что будет с казахским народом, если все казахские жігіттер будут называть себя «простыми русскими парнями»?!
А в 2009 году Нурлан Еримбетов безапелляционно- убежденным тоном выразил свой взгляд на историю Казахстана в газете «Тасжарган»:
«Сегодня в нашей стране появилось много нечистоплотных историков, которые за деревьями не видят леса. Они пытаются уверить нас, что в том, что Казахстан в бытность СССР был колонией. Об этом говорят те политики и ученые, которые не состоялись в советское время…. Многие сегодня путают свою личную историю с историей страны. Они осуждают правителей, ушедших из жизни, понимая, что им за это ничего не будет. Осуждают ушедшую эпоху».
Таким образом, согласно странной логике автора цитаты, нельзя осуждать гитлеризм и сталинизм, тоталитаризм и диктатуру, потому что, видите ли, это «ушедшие эпохи». А как быть с тем, что человечество должно учиться и учится на уроках истории?! И Нюрнбергский процесс состоялся, чтобы не повторилась «ушедшая эпоха» гитлеризма и фашизма, и снова не появился «ушедший из жизни правитель» типа Гитлера. И о чем только думают еримбетовы, когда «мелют языком»?
Не знаю, что Еримбетов думает сегодня о «стамбульском спиче» Н.Назарбаева, произнесенном в октябре 2012 года на бизнес-форуме в Стамбуле. И интересно, что он может противопоставить мнению Президента РК, который на весь мир заявил:
— «Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою Независимость. Турецкое государство самым первым порадовалось за нашу Независимость, признало нашу Независимость. Наш народ никогда этого не забудет».
Это заявление Н.Назарбаева о сакраментальных плодах колонизации – участи, постигшей казахский язык, культуру, духовность – заставило казахских манкуртов и пророссийскую «пятую колонну» несколько умерить свой пыл.
А вот несколько цитат из статьи нашего Лидера нации «Воплощение мечты Абая», опубликованной в «Казахстанской правде» в октябре 2013 года по поводу 300-летия Абылай хана:
— «Сегодня имеет место кардинальное переосмысление национальной истории с учетов новых подходов, выработанных за годы Независимости».
— «Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, «белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели».
— «История – это урок жизни. Образы Абылай хана и его эпохи, жырау и мудрецов, биев и батыров того времени должны храниться в сознании молодого поколения».
— «Молодежь должна хорошо представлять роль Абылай хана в истории казахского народа. Это будет способствовать тому, что в сердцах следующих поколений произрастут семена патриотизма, любви к своей стране. Мы должны полностью выполнить свою задачу перед молодым поколением, создав необходимые условия для правильного формирования его мировоззрения» (здесь и выше курсив мой – Г.Ч.).
НЕЗАВИСИМОЙ КАЗАХИИ НУЖНЫ НАҒЫЗ-ПАТРИОТЫ
Школьный товарищ и друг Чокана Валиханова Г. Н.Потанин в очерке о нем написал: «Он был слишком европеец, более европеец, чем русские, и потому никогда уже не мог снять с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры.Но эта привязанность к Европе не отрывала его от его народа. Напротив, европейский дух, в котором он воспитался, обязывал его смотреть на себя как на слугу своего киргизского (казахского) народа».
Как пишет Г.Н.Потанин, «задачей своей жизни Валиханов считал служение киргизскому народу, защиту его интересов перед русской властью и содействие его возрождению».
Здесь можно добавить: «А казахские манкурты и национал-предатели смотрят свысока на породивший их народ, охаивают его духовность, его историю, и даже свой родной, материнский язык».
Наш современник, казахский поэт-патриот Мукагали Макатаев посвятил своему отечеству следующие искренние строки:
Қазахстан! Ардагым-ай!
Сен менің Шолпанымсың, жанған ұдай,
Өзінде өмір сүрген қандай бақыт,
өлмейтін махаббатым, арманым-ай!
В переводе на русский: О, Казахстан! Радость моя! Ты утренняя звезда, всегда освещающая мой путь! Какое счастье жить на родной земле, быть с тобой вместе, моя неизбывная любовь, моя мечта!
Мы, современные казахские национальные патриоты, хотим, чтобы будущее Казахии было светлым, чтобы отныне и навсегда наша родная земля была независимой, чтобы казахская государственность («Қазақ Елі») была вечной («Мәңгілік Ел»). И, соответственно, казахский народ, казахская история и казахский язык тоже были вечными.
Чтобы снова вернулись на землю предков казахи, изгнанные с родной земли сто лет назад, внуки и правнуки которых до сих пор живут на чужбине и скоро там совсем ассимилируются. А ведь Казахия находится на 9-м месте в мире по территории и на первом месте по самой низкой плотности населения.
И все эти казахские мечты («қазақтың ұлттық арманы») отражены в Стратегии «Казахстан-2050». Таким образом, ничего такого «криминального» и политически неблагонадежного казахский национальный патриотизм собой не представляет. К тому же для современного казахского государства «нағыз-патриоты» нужны и важны не меньше, чем «нағыз-казахи».
«ЧЕЛОВЕКУ ХОРОШО ТАМ, ГДЕ ЛУЧШЕ», ИЛИ ВСЕ ЖЕ
« И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН»?
По мнению либерала-демократа Сергея Дуванова, «в любой стране есть люди, для которых вопросы этнической идентификации представляются определяющими и которые стремятся вытащить их на государственный уровень». При этом он уточнил: «Учитывая, что само понятие национализма традиционно воспринимается слишком негативно, я предпочитаю называть их национал-патриотами». Далее Дуванов заявил: «Что касается национал-патриотической партии у нас, считаю, что если есть люди, разделяющие эти взгляды, то у них должна быть возможность создавать и партии».
Еще в 2002 году, в майском номере газеты «Казахская правда» в статье «Казахская национал-патриотическая партия – веление времени» я написала (с позволения читателей, процитирую свои слова): «Идейная осада казахов в их собственной стране – исторический нонсенс. Да, мы – националисты. Крест националистов казахи несут еще со времен Алаш Орды, потом его водрузили на плечи ряда наших передовых деятелей науки и культуры. А в 1986 году весь казахский народ был обвинен в национализме. Это для нас не хула, а похвала, причем высшего качества».
Разумеется, в анонимно-редакционной рубрике и ныне благополучно здравствующей газеты «Мегаполис», стоявшей в то время на откровенно антиказахской позиции, незамедлительно появилось сообщение-донос, что автор «Казахской правды» открыто заявляет о своем «национал-патриотизме». Мол, куда смотрит власть, ведь «КП» продвигает национал-патриотизм?!
Но времена были уже совсем другие, не похожими на репрессивные тридцатые-восьмидесятые годы прошлого века. Советская империя бесславно почила в бозе, шел уже двенадцатый год Независимости, поэтому участь «националистки» и «врага народа» обошла меня стороной. Видимо, посчитали, что ультра-антиказахизм «Мегаполиса» в независимой Казахии опаснее моего казахского национал-патриотизма.
Сегодня нам, казахам, надо извлечь уроки из происходящих на наших глазах беспрецедентных украинских событий. Современный русский патриотизм строится на идеологии старой русской поговорки, которая гласит, что «рыба ищет, где глубже, а человек где лучше». И если бы нонче Украина была богаче России, то не в Расею, а наоборот, оттуда «задрав штаны», бежали бы русские в Украину. А здравомыслящие русские-россияне вообще считают, что в России в ближайшие сто лет их детям и даже внукам «ловить нечего», и посему отсюдова «надо валить».
И все же вернее всего суть патриотизма выражена в словах поэта: «и дым отечества нам сладок и приятен» – в них суть настоящего патриотизма всех времен и народов.