Шокан Лаумулин – наш земляк, закончивший в свое время с отличием факультет журналистики Казахского государственного университета, на протяжении последних нескольких лет успешно выстраивает свою карьеру в Великобритании. Исследователь Кембриджского университета, магистр Лондонской школы экономики, председатель по новым бизнесам Лондонской школы бизнеса и финансов, он знаток Центральной Азии. И наш первый вопрос Шаке.
Алтынорда: — В сфере национальной безопасности с первых дней своего существования Казахстан делал ставку на сохранение мира и межнациональной стабильности в стране. Но появление различных экстремистских религиозных групп в Казахстане в начале двухтысячных годов, и происшедшие затем подрывы террористов – смертников на западе республики ясно высветили недоработку наших идеологов. Островом спокойствия в бушующем океане нестабильности нам стать не удалось. Как вы полагаете, насколько удачно сегодня ведется борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом в современном Казахстане? И в каких вопросах мы не дорабатываем?
Шокан Лаумулин: — Спасибо за интересный вопрос. Постараюсь изложить свое видение в очень и очень краткой форме. Бороться с религиозным экстремизмом крайне сложно, в особенности силовыми методами. Нисколько не сомневаясь в профессионализме наших спец служб, отмечу, что это, скорее, общегосударственный вопрос, который требует приложения усилий в сфере работы идеологии, укрепления морали, оздоровления общественной атмосферы и восстановления хотя бы частично социальной справедливости. Ведь именно резкое погружение в крайне форму рыночных отношений породило недовольство многих людей и стало питательной средой для экстремистов. Это плата за расставание с социально-ориентированным и атеистическим обществом Советского Союза. Не стоит забывать о корнях этой чуждой казахской традиции трактовки ислама и ее ангажированности со стороны ведущих мировых держав. Не зря французский политический деятель и философ Жак Аттали называл исламистов «сторожевыми псами глобализации», которых ведущие державы научились использовать «втемную» в политике чуть ли не нового постколониализма. Не лишним будет вспомнить, что и Чокан Валиханов резко выступал против исламизации казахов Российской Империей через деятельность татарских мулл, направленную на усиление российского присутствия в нашем государстве. Бороться с «вирусами» в головах только силой невозможно. Разрешить, хотя бы частично, такой вопрос можно лишь успешно и на деле, но никак не декларативно, обеспечив Развитие. Через развитие науки, мысли, творчества, образования и появления новых перспектив может прийти чувство сопричастности мировому прогрессу и востребованности, которые, в свою очередь, могут лишить экстремизм его питательной базы.
Алтынорда: — Каких угроз ждать Центральной Азии в последнее время? Насколько в этом контексте близки к истине участившиеся разговоры о возможной революции в Узбекистане?
Шокан Лаумулин: — Большая геополитическая игра не замирает ни на минуту, и сейчас Евразия переживает период очередной трансформации. Одной из ее определяющих тенденций становится на глазах появление ЕАЭС. Интересы игроков там сильно разнятся, и выглядят не так, как об этом думает общественное мнение – я стараюсь раскрывать эту тему в других своих выступлениях. Вкратце, создание новой силы в центре нашего континента отвечает требованиям времени. Однако, статус и состояние развития большинства стран ЦА в большей или меньшей степени не поспевают за мировыми вызовами. Впереди, по-видимому, нас ожидают некие изменения внутренней политики, которые произойдут в силу давления внешних факторов. Те же, кто окажутся в состоянии начать реформы самостоятельно, получат передышку и некоторые преимущества. Если Казахстану следует, по-видимому, ожидать большой «офшорной» революции, связанной с изменением политики Великобритании и США в отношении их налоговых «раев» и деятельности трастов, то вызовы братского Узбекистана этим далеко не ограничиваются, а включают в себя военные угрозы в силу его географического положения: наличия анклавов Ферганской долины, одного из самых густонаселенных этнически разнообразных регионов мира; границы с Казахстаном и Кыргызстаном и отсутствия границ с Китаем, что делает Узбекистан уязвимым. И с этой точки зрения мы видим попытки со стороны ключевых мировых игроков избежать вовлечения Поднебесной на данном этапе в новый виток Большой Игры.
Алтынорда: — Чем для стран Центральной Азии и Казахстана может грозить уход американских войск из Афганистана?
Шокан Лаумулин: — В свете санкций со стороны США в адрес России из-за украинского кризиса и невозможности использования Ульяновска для переброски американских войск, непонятно, как, где и, самое главное, зачем будет складироваться огромное количество оружия. Нам следует внимательно следить за цепочкой событий в Пакистане-Афганистане-Узбекистане, которая может превратиться во взаимосвязанную цепь давления на Евразию с юга.
Алтынорда: — Ситуация в Украине и российская экспансия Крыма вызывает опасения у части казахстанских политологов. Нет ли в этом угрозы для наших северных территорий?
Шокан Лаумулин: — При адекватной внешней политике, без крика и надрыва, от которой мы никогда и не откланялись, угрозы и страхи преувеличены. Мне думается, речь идет о создании совместного Союза, а не империи одного какого-то этноса, просто наш понятийный аппарат еще не «свыкся» с новой грядущей реальностью, и мы по-привычке все сравниваем с прошлым, тогда как надо думать о будущем и вырабатывать свой политический язык нового времени, которым нам будет удобно и комфортно пользоваться и с помощью которого, в том числе, можно будет побеждать различные «вирусы» в головах.
Алтынорда: — В конце мая этого года в Шанхае пройдет саммит государств – членов СВМДА. Как вы думаете, с какими предложениями выйдет казахстанская сторона? И чего нам ждать в вопросах безопасности от дипломатии Поднебесной.
Шокан Лаумулин: — Думается, в Казахстане дружественное экономическое присутствие Китая будет усиливаться, и диалог с ним с позиций ЕАЭС и ОДКБ и в рамках ШОС и СВМДА только улучшится. Наверное, следует ожидать усиления позиций Индии в нашей экономике и жизни. Индия — геополитическая соперница Пакистана и древняя цивилизация, в которой за тысячелетия наше присутствие было более чем ощутимым и которая может помочь нам сбалансировать наши риски.
Вопросы задавал Серик МАЛЕЕВ.