Идея Китая по реализации Экономического пояса Шелкового пути, о чем объявило «Xinhua» недавно, заключается в установлении региональной интеграции вокруг Китая, что со своей стороны должно стать привлекательным экономическим направлением для стран Центральной Азии. С подписанием ряда стратегических соглашений между президентом Китая Си Цзиньпином и лидерами стран Центральной Азии, которое имело место в прошлом месяце, осуществление плана реализации наземных и морских путей Шелкового пути быстро становится реальностью. В качестве ключевого компонента дипломатии Китая, Пекин с осторожностью дает гарантии относительно того, что двусторонние соглашения с центрально-азиатскими лидерами имеют многосторонние значения. Мало того, что государства Центральной Азии будут сближаться друг с другом, стратегия «Великого шелкового пути» Пекина, в конечном счете, свяжет три континента, что послужит для геополитической реверберации во всем мире.
О планах Китая относительно двух «Шелковых Дорог» известно мало. Официальные карты выделяют на первый план стремление Пекина осуществить реализацию плана торгового маршрута с востока на запад, который сможет укрепить историческое и культурное наследие Китая, а также поспособствует распространению осведомленности о дружественной политике Китая по отношению к его соседям. Из карты, которая была обнародована «Xinhua», видно, что наземный Экономический пояс Шелкового пути начнется в Сиане. Дальше он пойдет в сторону запада через Ланьчжоу, Урумчи и Хоргас перед тем, как повернет на юго-запад и продолжит свой путь через Центральную Азию, Ближний Восток и Европу, а затем наземный маршрут встретится с морским Великим шелковым путем в Венеции. Морской Великий шелковый путь начнется из Чуанчжоу, пройдет через Гуанчжоу, Бэйхай и Хайкоу, затем продолжится в Малакский пролив и Индийский океан, а далее пройдет через Африканский Рог прежде, чем выйдет в Красное и Средиземное моря. По завершению реализации плана, дороги Шелкового пути дадут «новые возможности и новое будущее Китаю и каждой стране, по которой будет проходить путь, которую он будет развивать».
Недавняя смена фокуса Китая в сторону стран, расположенных вдоль нового маршрута Великого шелкового пути дает ключи к разгадке для лучшего понимания того, что точно повлечет за собой воплощение в жизнь плана строительства дорог Шелкового пути. Поездка президента России Владимира Путина в Китай, которая состоялась на прошлой неделе, стала кульминацией многих недель, во время которых Пекин подписал ряд стратегических соглашений. Успешной встрече Путина с президентом Китая Си Цзиньпинем в Шанхае, предшествовали не менее значимые встречи руководства Китая и их коллег из Туркменистана, Казахстана и Азербайджана. Во время поездки Путина в Китай было подписано газовое соглашение на 400 миллиардов долларов США, в рамках которого планируется транспортировка 38 миллиардов кубических метров газа ежегодно в Китай, начиная в 2018 года. Эти двусторонние встречи указывают на приверженность Пекина к развитию Экономического пояса Шелкового пути и вкупе они являются главным показателем того, что Китай прилагает всевозможные усилия для реализации данной инициативы, а не просто говорит о таком намерении.
В преддверии шанхайского саммита Совещания по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии (СВМДА) первым центрально-азиатским лидером, который ознаменовал о стратегической глубине связей Центральной Азии с Китаем, стал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. За неделю до визита Бердымухамедова в Китай, которая состоялась в мае, Китай открыл новое предприятие по переработке газа стоимостью в 600 миллионов долларов США на месторождении «Бактыарлык», откуда будет проходить газопровод протяженностью примерно в 5000 километров в направлении Китая. Экспорт газа Туркменистана в Китай увеличился в последние годы, а чиновники пытаются увеличить объем поставки газа до 40 млрд. кубометров к 2016 году за счет финансовой помощи Китая с месторождения «Бактыарлык». По прибытию в Китай Бердымухамедов подписал ряд соглашений с Пекином, придав официальный статус восхождению Туркменистана в качестве последней центрально-азиатской страны, которая заключила соглашение о «стратегическом партнерстве» с Пекином. Эти две страны согласились усилить сотрудничество в различных сферах, начиная от добычи природного газа до международного развития, инфраструктуры и культурных обменов.
Следующим, кто провел стратегическую встречу лицом к лицу с президентом Си, стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Как и его туркменский коллега, Назарбаев подписал ряд энергетических соглашений и договорился о дальнейшем увеличении двустороннего сотрудничества в области безопасности, уделив особое внимание к ситуации в Афганистане. В дополнение к взаимной поддержке мира, стабильности и развития Афганистана и региона, Назарбаев выразил энтузиазм Казахстана по поводу оказания энергетической поддержки экономическому развитию Китая, приветствуя любые сопутствующие инвестиции Китая в его страну. С китайским банком «ExIm», компанией «ChinaNationalPetroleumCorporation» (CNPC) и государственной инвестиционной компанией «CITICGroup» были подписаны меморандумы о взаимопонимании, а также соглашения о выделении кредитов на строительства трубопровода. Китай в очередной раз выразил свою заинтересованность в оказании помощи Казахстану в приобретении военных кораблей.
За день до того, как Китай подписал почти 50 соглашений с президентом России Владимиром Путиным, Си встретился с президентом Азербайджана Илхамом Алиевым для того, чтобы закрепить договора в сфере энергетики, инфраструктуры, технологии и банковском деле. Азербайджан, как и остальные центрально-азиатские страны, является ключевой транзитной страной, связывающей Азию с Европой. В настоящее время Азербайджан строит самый большой порт на Каспийском море Международный торговый морской порт в Алате, расположенном под Баку. После завершения строительства проходимость грузов в этом порту увеличится, в конечном счете, до 20 миллион тонн в год, что не будет малым размером для европейских рынков и расположенных в других местах, которые будут ожидать с нетерпением китайскую продукцию.
Учитывая все эти встречи и подписанные стратегические соглашения, это не удивительно, что Путин продолжил свой крен в восточном направлении, проталкивая подписание соглашения между «Газпром» и CNPC, а также 49 других соглашений с Пекином. Если бы Путин отказался подписывать соглашения с китайцами по торговым и экономическим вопросам, в частности, он оставил бы Россию без доступа к «Экономическому поясу Шелкового пути». Теперь Пекин и Москва планируют увеличить двустороннюю торговлю до 100 млрд. долларов США к 2015 году и до 200 млрд. долларов США к 2020 году, а также расширить урегулирование местной валюты, международные инвестиции и углубить взаимовыгодную макроэкономическую политику.
Соглашения Пекина с Туркменистаном, Казахстаном, Азербайджаном и Россией являются именно тем, что необходимо для того, чтобы сделать Экономический пояс Шелкового пути реальностью для Китая. Для Пекина экономический пояс будет способствовать усилению регионального энергетического сотрудничества с той целью, чтобы гарантировать энергетическую безопасность, устойчивый экономический рост и бороться против угроз внутренней стабильности Китая. В рамках двусторонних соглашений, которые были достигнуты между Пекином и центрально-азиатскими государствами, от каждой страны требуется сотрудничество со своими соседями, особенно в энергетическом секторе. Теперь столицы Центральной Азии будут смотреть на своих соседей для поддержки развития нового Великого шелкового пути, как это было продиктовано Пекином. Таким образом, несмотря на то, что страны Центральной Азии успешно подписали ряд экономических соглашений с Пекином, которые должны их обогатить, они также стали частями игры великой стратегии Китая во всеобъемлющем «Великом шелковом пути».
Таким образом, в то время как новые дороги Шелкового пути продолжают развиваться, вероятно, что Россия и Центральная Азия продолжат смотреть на восток, в противном случае эти страны будут испытывать экономические потери. По завершению реализации торговые маршруты, связывающие три континента, бросят вызов долговечности Евразийской экономической зоны, а также ранее существующим североамериканским торговым сетям. Ясно, что стремления Китая воплотить в реальность проект наземного и морского Великого шелкового пути больше не должен рассматриваться лишь как еще один раунд торжественных речей китайского руководства. Двусторонние соглашения, которые были достигнуты, начиная с прошлого месяца, демонстрируют, что Китай добивается быстрых успехов в развитии Великого шелкового пути и предлагает возможности для лучшей интерпретации того, что, в конечном счете, дадут дороги Шелкового пути.