В газете «Свобода слово» от 27 октября 2011 г. вышла интервью Айгуль Омаровой с политологом, модератором клуба АйтПарк» Нурланом Еримбетовым, под названием «Проблема казахского языка – социально-политическая». Н.Еримбетов правильно поставил диагноз – это не лингвистический вопрос, проблема государственного языка – это политика, это социальная устойчивость общества. Согласен с автором о том, когда он пишет об «Ответственности тех, кто обязан по долгу службы заботиться о развитии государственного языка и кто уничтожал казахские школы, культуру.… те же льюди, которые когда-то (в 70-80 годы правили Республикой) делали все, чтобы казахи зыбыли о родном языке и культуре, сегодня среди уважаемых людей. На тоях сидят на почетных местах, их именами называют улицы… Пока не будет ответственности за сказанное и содеянное, ситуация с казахским языком не изменится». Я первый подписываюсь под его текстом.
А вот конкретные пути выхода из этого кризиса, должен ли глава правительства РК нести ответственность за унижение казахского государственного языка и культуры Н.Еримбетов не указывает. Он пошел по пути критиканства людей, выступающих за развитие государственного языка, за единство и дружбу всех граждан Казахстана на основе общего для страны казахского языка. Деятели, подписавшие «Обращение 138» хотят, чтобы все государственные служащие Республики говорили на государственном языке, а не уподобились разнородным жителям Вавилона, которые говорили на разных языках и не понимая друг друга развалили Вавилонскую башню. Кто кто, а он, как политолог должен был понимать, что единство и будущее Казахстана в конечном счете будет определятся государствообразующей нацией и его общегосударственным языком. Мы, подписанты Обращения 138, выступаем за развитие и применение языков всех народов, которые проживают в нашей стране. Здесь нет даже и речи об ущемлении русского или других языков в Республике, мы ставим только задачу поднятия статуса казахского языка и прекращения засилия со стороны инородных языков.
Господин Еримбетов хотел или нет, но данная интервью получилось по сути подстрекательной по отношению государственному языку. Авторы интервью умышленно пугают читателей и стараются нагнетать обстановку в обществе, противопоставляя казахский и русский языки, якобы подписанты «Обращения 138» хотят вытеснить русский язык. Это не правда, русский язык – это язык мировой культуры, уважаем этот язык и граждане Казахстана вправе пользовться им. Мы за знание и употребление обеих языков одновременно всеми гражданами РК.
Нам хотелось бы обратиться с вопросом к Нурлану Еримбетову- «известнейшему политологу», как его возвеличивают некоторые сайты. В вашей речи прозвучало мысль о том, что идет раскол общества, раздел страны по языковому признаку. Ваши слова не обоснованны. Нет никакого раскола, а идет естественный процесс укрепления государственного языка на основе роста национального самосознания. Это произошло в республиках Центральной Азии, в странах Прибалтики, Украине, Азербайжане, Грузии и других республиках и естественно Казахстан не останется в стороне от прогресса. В Казахстане обстановка спокойная по сравнению с другими многонациональными государствами, как Канада, Индия, Испания, Бельгия. У нас нет раскола общества, а есть определенное меньшинство, не желающая признавать, закрепленный Конституцией РК государственный язык. Страна идет к празднованию 20-летия своей независимости. У нас в мире и согласии живут представители около 70 представителей диаспор. Конституция даровала им равные права. Что касается деятельности «Движения Мемлекеттік тіл» и сторонников государственного языка, то они используя законные и мирные пути, уже 23 года ждут когда правительство выполнит свое обещание.
Говоря о митингах Н. Еримбетов призывает наших граждан «лучше умереть на площади «Астана» в Алматы, чем болтать там два часа». При этом он лично ничего не сделал для развития казахского языка. Путаница в его голове, то призывает «умереть за казахский язык» и здесь же участников многотысячного митинга обзывает «болтунами». Казахи толеранты, они не прибегали к экстренным методам в решении этого вопроса и не пойдут на его провокацию «лучше умереть», но всегда будут твердо отстаивать свои законные права (вспомните декабрские восстания 1986 года).
Автор, плохо зная родной и государственный язык, прикрывается громкими лозунгами. При этом, не предлагая никаких конкретных мер по усилению государственного языка в обществе. Особенно, непростительно «известнейшему политологу» приклеивать участникам митинга такие эпитеты как «националисты», «крикуны», «прилипалы», «провокаторы», «мелюзга», «нагнетатели страстей вокруг языка», «люди пользующиеся услугами проституток» и тому подобные. Где ваша культура, политкоректность? Также автор говорит, что те, кому не безразлична роль казахского языка, «ничего в этой жизни не сделали ни для семьи, ни для страны». Возникает вопрос, вообще кто такой Нурлана, чтобы давать оценки деятельности людей? Может ему не стоит клеветать на других ?! Как говориться, если оппонент переходит на личности, то у него закончились аргументы.
Было бы интересно знать, что вы сами конкретно сделали полезного и конструктивного для развития казахского языка чтобы он стал полноправным государственным языком страны?
Нам не понятно мысли автора, где он сравнивает применение казахского языка в государственных органах с «казахскими проститутками, заполонившие Алматы и Астану» (со слов политолога). По Еримбетову выходит, что казашки, приехавшие из аулов, незнающие русский язык становятся «казахскими проститутками». Вы говорите «я здесь конкурентный, мои родственники конкурентные, несмотря ни на что», понятно что вы не нуждаетесь в государственном языке. К вашему сведению, все кто закончили среднюю школу даже в аулах знают русский язык. О чем вы говорите? Из ваших слов выходит, что «казашки, которые не знают русского языка, приехавшие из аулов, и сегодня их за копейки продают». Официальная статистика МВД Республики говорит обратное, что среди женщин занимающихся древнейшей профессией есть все национальности, и большинство из них не казашки, а русские, узбечки, таджички, киргизки и другие национальности. Поэтому, ваше умозаключение является просто вымыслом и издевательством над своими соотечественниками. Далее вы пишете, что о вашей лжеотеческой заботе о «наших сестренках, чьих-то дочерях», которая не выдерживает никакой критики. Если вы честный человек, почему не ставите вопрос перед Правительством о высокой безработице в стране из-за закрытия заводов и фабрик и ее последствиях, приведшая к появлению проституции. Вы голословно обвиняете в этом участников митинга, а также социально уязвимых людей в Алматы. Далее вы бессовестно пишете, что «ими же пользуются казахи, возможно те самые, кто посещает эти митинги, да и во власти такие же сидят, а вечером идут с этими девочками развлекаться». (Можно подумать что вы находились рядом и не увидели среди мужчин другие национальности). Откуда у вас такая ненависть к людям, откуда такие сведения? Если вы знаете, то почему не называете их фамилии?
Интересен тот факт, что он беспардонно делит на 2 лагеря инициаторов Обращения 138, в ком-то видит национал-патриота, а в ком-то разжигателей раскола общества. Однако, митингующие преследовали одну цель – консолидация общеста на основе государственнного языка, о чем говорил Президент РК Н. Назарбаев «Қазақстанның болашағы қазақ тілінде» (Будущее Казахстана в расцвете казахского языка). Президент неоднократно говорит, что «Казахский язык — государственный язык, объединяющее все общество республики». А Еримбетов плетет совсем другое, он кого-то оправдывает, а кого-то осуждает за подписание Обращения.
В вашем интервью вы вынуждены признать патриотизм М. Шаханова и пишете что «вокруг Мухтара Шаханова собрались люди, пользующиеся его авторитетом поэта и гражданина». И в то же время его сподвижников и других болеющих людей за престиж родного языка вы называете прилипалами и провокаторами. Мы считаем, что в действительности вы сами являетесь инициатором провокаций, направленных на неисполнение конституционного закона о государственном казахском языке.
Шаханов не один, нас тысячи и тысячи, миллионы. А Еримбетов хочет сказать, что М.Шаханов идет на поводу у своего окружения и не останется в истории. Кто он такой, чтобы давать оценку будущей истории? Знайте, что М. Шаханов, А. Нурпейсов, А. Княгинин, А. Кайдари, У. Айтбайулы, А. Осман, Ж. Туякбай, Б. Абилов, Х. Кожахмет и многие другие активисты не карьеристы и не собираются быть увековечными, их цель благополучие народа и страны. Авторы Обращения 138 законно ставят вопрос об исключении пункта 2 статьи 7 Конституции РК, так как в ней говорится «наравне с казахским официально употребляется русский язык», т.е. фактически получается два государственных языка.
Касательно, ярлыка навешанного патриотам, что якобы, они хотят изгнать другие народы и сделать Казахстан «мононациональным» государством. Это чушь, этот вымысел автора. Посмотрим на статистику последней переписи населения, то ярко выраженные цифры подтверждают, что казахи составля 63,5 %. И у нас не действуют разного рода националистических организаций, которые будоражат общество. Не увидишь надпись «Казахстан для казахов», такие шовинистские лозунги можно увидеть в России, так лозунг заместителя председателя Государственной Думы РФ, лидера партии В. Жириновского на съезде было написано «ЛДПР за русских!», хотя там проживают более сотни других народов и народностей. Автор глубоко заблуждается и умышленно поднимает вопрос о создании «мононации». Он пытается запугать другие национальности, хотя у нас в Конституции это не прописано.
Последние изобретения Еримбетова про тухлые яйца. Он даже не понял само выражение «бір шіріген жұмыртқа», это не означает бросаться тухлыми яйцами. Автор буквально понимает словосочетание «шириген жумыртка». Это свидетельство о том, что он плохо знает родной язык. Автор огульно охаивает инициаторов письма 138, якобы они ничего конкретного не делают для казахского языка. Конечно, со стороны каждый второй может критиковать других, но интересно, что сам внес в развитие казахского языка? Почему бы Еримбетову самому не выучить казахский госудаственный язык, что послужило бы хорошим примером для других космополитов и нигилистов. В интервью газете и телевизионном ток-шоу Еримбетова прослеживается мысль «что может дать казахский язык для других народностей?» Дальше идет подтекст, если красивое лицо, то можно выйти на экран телевиозра диктором, государственный язык больше ничего не дает. Какое краснобайство и какая примитивщина! Неужели он не понимает, что в любой стране мира граждане одной страны в государственных органах говорят на одном государственном языке. Если советник Президента Е. Ертысбаев и поэт, «гражданини мира» О. Сулейменов открыто выступают против казахского языка и добиваются введение государственным – русский, то полуполитик, полуполитолог «супер интернационалист» Н. Еримбетов из-за угла дает подножку государственному языку, записанному в Конституции РК. Известно, что знание государственного языка даст всем гражданам быть равными в приеме на работу, занимать высокие правительственные посты, знать и обогощаться культурой, историей казахского народа, быть полноправным членом нашего общества, иметь уважение и заботу казахского народа, укрепит взамопонимание и дружбу между людьми, сохранить свою идентичность и национальность, знать родной язык и наконец быть настоящим гражданином, патриотом Республики Казахстан. Разве этого мало. Могу сказать наши граждане, знающие государственный язык получат еще многое. Жаль, что эти нигилисты и иже с ними шовинисты только оттягивают время братство и равенства наших людей, тем самым они части неказахоязычным гражданам закрывают доступ к административной и государственной службе нашей общей Родины. Тем самым они оказывают честным гражданам страны «медвежью услуги».
Вы голословно выступили в защиту людей (председателя партии «Ак жол» А. Перуашева, артиста Қ. Болманова и других ), которые подписав обращение, под давлением власти начали отказываться от своей причастности к этой акции. Вместо этих отказников мы собрали еще несколько тысяч подписей в поддержку Обращения. Трусость никогда не украшала человека, а вы показали кто вы на самом деле есть.
Касательно вашего ноу-хау, что «митинговщина вообще неказахское понятие. Это привнесеннное. На митинге я не увидел ничего казахского – типично европейский митинг». Вы владеющий русским, должны знать, что в русском литературном языке нет слова «митинговщина», а есть «митинг». Митинги проводятся не только в Европе, они проводятся во всем мире и это нормальное явление в цивилизованных странах. Вы пишете, что вас «унизило то, что он проводился на задворках города Алматы… Представьте себе, что говорить о судьбе русского языка станут не Манежной площади (в Москве), а где-нибудь в Мытищах, в лесу». Нам не понятно, почему вы обвиняете участников митинга, а не акима г. Алматы А.Есимова, который загнал людей в эту задворку, а аким г. Астаны И. Тасмагамбетов вообще выделенный участок земли под общественные мероприятия застроил зданиями, нету места — не будет митинга — точка. В столице страны нету места общественным организациям и гражданам города публично выразить свою волю.
Вы пишете что «о казахском языке можно и нужно говорить языком театра, музыки, языком романа, языком спорта». Как можно говорить о высокопарных, возвышенных вещах, когда человек не владеет даже элементарной разговорной речью на языке матери. Далее в сайте вы пишете: «Государственный язык, не изучают не потому, что пренебрегают им, не потому, что не уважают его, а потому, что нет реальной мотивации. Не нужны будут ни какие курсы, ни «оголтелые» политики, ни митинги и призывы, ни мятежи, когда казахский станет языком науки и новых технологий, высокого бизнеса, политики, градостроительства и т.д. Не будем себя обманывать. Изучать казахский, записывать себя казахом, будут тогда, когда это будет престижно». У вас не логическое мышление, а лозунговое мышление. Не нужно блефовать и призывать тому, чему сами не верите. Для того чтобы приблизить этот день работают интелигенция, учителя, рабочие, студенты и молодежь, все патриоты. Мы боремся, чтобы вы и вам подобные знали свой родной язык. А вышеназванные мероприятия нужны чтобы образумить манкуртов, образ которых хорошо обрисовал великий писатель Ч. Айтматов.
Вы обвиняете авторов «обращения 138» и участников митинга в трусости, ставите вопрос почему они не называют имена бывших руководителей республики, которые привели к закрытию казахских школ. В то же время сами защищаете палача Голощекина и Московских правителей, которые проводили политику русификации. Так почему вы сами — «правдивец», в своем интервью не называете имена Первых секретарей ЦК Компартии Казахстана и председателей правительства КазССР в 70-80 годы, которые выполняя указания Н.С. Хрущева, закрыли последнюю казахскую школу №12 в г. Алматы. Только благодаря патриотической части народа, мы снова открыли эту школу, но и создали еще 39 казахских школ в Алматы.
Если господин Еримбетов никак не хочет признавать наших выдающихся деятелей культуры и науки, то может он прислушается русского поэта К.Паустовского, который говорил, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Человек, равнодушный к родному языку не уважает свой народ. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим невежеством к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Хотят или нет сулейменовы, ертысбаевы, еримбетовы казахский язык в все равно займет свое достойное место и станет действительно государственным языком в стране.
Б. К. Ажибаев – доктор экономических наук, профессор
г. Астана