АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Оседлоземледельческая культура казахов

post11big2Утверждение, что казахи поголовно были кочевниками в корне неверно.
На обширных равнинах по среднему и нижнему течению Сырдарьи, ее притоков Арыси, Келеса и Чирчика, в бассейнах Таласа, Чу, Или казахи знали с давних времен способы регулярного орошения земель с помощью арычных систем, по которым вода поступала самотеком на поля,для чего сооружали магистральные каналы, делали искусственные запруды во время разлива рек,заполнявшего естественные низины, котловины, старицы, овраги.

Ими использовались также и участки речных долин, обильно орошаемые паводковыми водами, дно усыхающих летом озер. На небольших площадях высевали просо, пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, выращивали дыни и арбузы, а по свидетельству П. Рычкова, кое-где растили и «хлопчатую бумагу», т. е. хлопок . Следы былых виноградников выявлены у старинного казахского селения Чилик, что в низовьях реки Бугунь. Садами и виноградниками славилась и округа древнего Тараза. Монголы, завоевавшие Казахстан в XIII веке, разорили его основные экономические и культурные центры, нанесли огромный урон оседлоземледельческой культуре наших предков. Были разрушены города, магистральные каналы, выведены из строя системы регулярного орошения. Десятки тысяч ремесленников, земледельцев были физически уничтожены или угнаны в рабство. Едва восстановленное в после-монгольский период земледелие у казахов вновь подвергалось жестоким испытаниям во время завоевательных походов Тамерлана в XIV веке, позже — в 1723—1728 годах, известных в истории казахов как «годы великих бедствий» («Aк табан шубырын-ды»), когда большая часть оседло-земледельческого населения была истреблена, а те, кому удалось спастись, покинув свои селения, поневоле стали кочевниками-скотоводами.

Сведения о следах опустошения, запущенных полях и садах мы находим в путевых записях Ф. Назарова, следовавшего в 1819 году из Сузака в Чимкент. Дома, которые он встречал в пути, имели вид укреплений, хотя возле них находились обработанные поля и на лето ставились юрты — верные признаки того, что их хозяева жили в ожидании неприятелей, в экономическом укладе сочетали скотоводство с земледелием. Вполне возможно, что именно в «годы великих бедствий» население присырдарьинских оазисов вернулось вновь к практике первоначального скотоводства. Сажали из плодовых только урюк, не требующий особого ухода, закрепляли декоративными деревьями берега оманов — арыков, котерме — насыпных участков оросительных систем. И потому исследователями не отмечено наличие у казахов культурных садов, виноградников в период после нашествий джунгаров, за исключением тех немногих, которые жили в городах и селениях с сохранившимися садоводческими традициями. Тем не менее значительная часть населения юга Казахстана продолжала сочетать земледелие со скотоводством, при этом в некоторых районах оно занимало доминирующее положение в хозяйстве казахов. Обычно во время паводков Сырдарья разливалась на многие километры, заполняя емкости прибрежных озер, запруживаемых диханами после половодья, чтобы предотвратить обратный сток воды в реку.

Накапливаемую таким образом весной воду разбирали по оросительным сетям, каких было великое множество во все времена по обоим берегам реки. А на Арыси, Бугуни, Келесе, Таласе и Чу сооружались специальные плотины, именовавшиеся в народе богетом, тоганом.

Для укрепления дамб, плотин использовали также Карабуру — связку хвороста или камыша. Карабуру опускали в воду у основания сооружений. На дамбы, головные арыки ставились чигиры (шыгыр) — водоподъемные устройства, с помощью которых подавали воду в оросительные сети. Обрабатывали землю примитивным способом, удобряли овечьим навозом, залежавшимся и прогнившим под толщею подстилок в скотных дворах. Атызы — небольшие делянки для злаковых, бахчевых, клевера, огороженные тамариском, реже дуалами (глинобитными стенами), традиционно располагались в тыловой части усадьбы — жилого дома с хозяйственными постройками, куда вода подавалась арыками из магистрального канала. Более состоятельные казахи, имевшие тягловых животных и рабочие руки, могли, конечно, высевать пшеницу, ячмень, просо, овес, кукурузу на нескольких гектарах, лишь бы земля была плодородной и можно было поливать посевы водой из арыков. Участки эти были, как правило, разового пользования и не закреплялись за хозяевами, нередко забрасывались после двух-трех посевов. О них напоминали лишь сохранившиеся в дальнейшем названия полей, например — турабаевские тальники, козыбакова балка, курмановское поле и т. д. Далеко за пределами юга славились дыни — «сатыбалды», «басыбалды», «торлама», «сексеул», «аккауын», «шыртылдак», «кара-кауын», арбузы —«карадарбыз», «аладарбыз», отличавшиеся не только вкусовыми качествами, но и весом. Для того, чтобы набрать вес побольше, стебли дыни приподнимали на раздвоенных ветках, чтобы плод не касался земли. К тому же выращенные таким способом дыни сохранялись дольше. Молочную корову дихан держал при себе, отправляя по утрам на пастьбу вместе со скотом соседей. Образуемые таким образом гурты, так называемые «пада», пасли поочередно или нанимали пастуха. Рабочую лошадь, кобылицу с жеребенком держали на своих покосах.

Такая форма ведения хозяйства обуславливалась еще и тем, что вдоль Сырдарьи, Келеса, Арыси, Таласа и Чу было много корма для скота, особенно для крупного рогатого, а расположенные рядом предгорья Каратау, Таласского Алатау, пески Кзылкумов и Мойынкумов могли служить летними выпасами для небольшого количества овец, верблюдов. Скот мог пастись также на анызах — полях, освобождавшихся после уборки урожая. В силу сложившейся веками традиции, исходя еще из того обстоятельства, что поливные земли давали все же гарантированные урожаи, казахи занимались орошаемым земледелием даже в тех районах, где возможно было богарное (неполивное.— У. Д.). Большинство арычных систем в основном выводили из горных или степных речек. Так, в Чимкентском уезде орошаемые пашни были на реках Арысь, Бугунь, Аксу, Чаян; в Аулие-Атинском — значительные посевы были расположены в долинах Чу и Таласа; в Верненском уезде воду выводили из многочисленных притоков Или, берущих начало в горах; в Тургайском уезде источником орошения служила р.Тургай с притоками; в Каркаралинском — р.Токырауын и ее приток Жинишке и т. д. В степных районах широко использовали также озера, например, Кургальджинское в Акмолинском уезде и др. Это в то время, когда с богарным земледелием казахи были знакомы в общем-то давно, выращивая злаковые на склонах предгорий Каратау, Таласского, Заилийского, Джунгарского Алатау, где выпадало достаточное количество осадков. Однако, начиная с середины XIX века, в связи с переселенческим движением из России и Украины, оказавшим огромное влияние на распространение повсеместно богарного земледелия, орошаемое было вытеснено из многих этих мест. Но в целом уровень земледелия у казахов оставался низким.

Источник http://www.kazakhistory.ru/post11.php