АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Иса Тергеусизов — забытый борец за независимость Казахстана, — Д.Кыдырбекулы

7QywEeW27HkПЕРЕВОДЧИК ИСА-ТОРЕ

В Жетысу были известны имена алашовцев, таких как Мухамеджан Тынышпаев, Ибрагим Джайнаков, Сатылган Сабатаев и многие другие. Среди этих известных политических деятелей того времени был и Иса Тергеусизов. Родился он в 1882 году в семье зажиточных казахов в Куртинской волости Верненского уезда Семиреченской области и был прямым потомком известного в Жетысу лекаря Куртка-таупа Султанкожаулы из рода Шыбыл-Баис

В июне 1892 года, сдав вступительный экзамен, Иса поступает в младшее отделение подготовительного класса Верненской гимназии. В гимназии проучился в общей сложности шесть лет и в итоге получил три класса образования.

Достигнув совершеннолетия, молодой Тергеусизов самостоятельно совершенствует свои знания, углубляет изучение языков, особенно восточных. Начинает трудовую деятельность волостным писарем в Узун-Агачской волости, затем переводчиком отарского участкового пристава.

В октябре 1908 года Иса Тергеусизов приказом военного губернатора Семиреченской области был определен на государственную службу канцелярским служителем с откомандированием для временного исполнения обязанностей письменного переводчика Верненского уездного управления. Затем в апреле 1909 года был утвержден в должности письменного переводчика Верненского уездного управления. Два года спустя, в октябре 1911 года, он получает годичную командировку в Ферганскую область, в город Андижан.

Находясь на государственной службе, Иса Тергеусизов принимает активное участие в политической жизни Жетысу. Рискуя быть арестованным царской властью, занимается распространением брошюры Мыржакыпа Дулатова «Оян, казак!».

Посещает созданное в 1899 году в городе Верном с разрешения администрации Семиреченской области Общество ревнителей просвещения, членами которого являются русские и казахские деятели прогрессивных и радикальных взглядов.
Тем не менее царские власти на местах насторожены, полагая, что «Общество ревнителей просвещения» из действительно просветительской организации может превратиться в политическую. Начинаются давления на интеллигенцию города Верного. Иса Тергеусизов как один из участников общества вызывает подозрения со стороны администрации Семиреченской области.

В 1916 году царские власти вновь усиливают давление на интеллигенцию, поскольку считают, что все грамотное население Жетысу принимало активное участие в национально-освободительном восстании под предводительством Бекболата Ашекеева. В августе 1916 года на следственные допросы Тергеусизов был вызван вместе с переводчиками Семиреченского областного правления Ибрагимом Джайнаковым, Калыгулом Чигировым, Кайсерке Токсанбаевым. Они давали показания по делу Токаша Бокина, который, будучи переводчиком Семиреченского областного переселенческого управления и отставным коллежским секретарем, обвинялся в агитации казахов разных волостей Жетысу против призыва на тыловые работы и в призыве к восстанию казахов против царского правительства.

Кстати, Иса Тергеусизов вместе с Ибрагимом Джайнаковым имел намерение остановить стихийное восстание в Жетысу, которое неизбежно привело бы к массовому кровопролитию. Этим они полностью разделили позицию Алихана Бокейханова и Ахмета Байтурсынова. Также они оказались едиными в своих убеждениях и взглядах на борьбу с колониализмом путем просветительской работы среди населения, за которой последует организованная мирная борьба и только при необходимости – вооруженное выступление с минимальными человеческими потерями.

Вскоре после февральского переворота в России Иса Тергеусизов окончательно оставляет государственную переводческую службу в сентябре 1917 года и переходит на политическую деятельность в качестве активиста «Алаш-Орды».

Иса Тергеусизов в числе семи делегатов от Жетысу отправляется на Второй общеказахский съезд в Оренбурге, состоявшийся 5–13 декабря 1917 года.

Важным вопросом на этом съезде было рассмотрение вопроса об образовании казахской территориально-национальной автономии в областях, где компактно проживали казахи. Автономия предусматривала созыв совета и национального собрания, утверждение конституции, организацию вооруженной народной милиции, объявление всех недр и ресурсов на казахской земле общенародными и т. п. Тридцать три делегата выступили за немедленное провозглашение автономии. Сорок два члена всеказахского съезда решительно выступили против этого, так как этот вопрос должен был быть решен с учетом мнения и неказахского населения. Среди выступивших против был и Иса Тергеусизов. Эту позицию он разделил с Алиханом Бокейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым, Магжаном Джумабаевым, Алимханом Ермековым. Участие Исы Тергеусизова на этом съезде было яркой страницей его деятельности в качестве члена «Алаш-Орды». Именно на этом съезде произошло его сближение с видными деятелями «Алаш-Орды».

По возвращении в город Верный ими был образован Семиреченский областной казахский совет «Алаш-Орды», избранный на втором областном казахском съезде в январе 1918 года. Совет состоял из девяти человек, в числе которых был Иса Тергеусизов в должности члена Верненской уездной земской управы и уездного совета «Алаш-Орды». Здесь были и другие видные деятели: Ибрагим Джайнаков в качестве председателя, а также Сатылган Сабатаев, Нусупбек Джакупбаев, Базарбай Маметов, Мухамеджан Тынышпаев, Садык Аманжолов, Толебай Дуйсебаев, Билял Сулеев. В августе 1918 года совет командирует Ису Тергеусизова в Урджару, волостной центр Лепсинского уезда Семиреченской области Туркестана, для работы с местным населением.

В начале марта 1918 года в городе Верном устанавливается советская власть, которая начинает свою карательно-репрессивную деятельность как против членов Временного правительства Семиреченской области, кулаков, казаков, так и против деятелей «Алаш-Орды». Но в апреле 1919 года всем деятелям партии «Алаш» была объявлена амнистия. Большевики через трудные переговоры пришли к взаимному согласию по вопросам национальной автономии, которую белогвардейские правительства не только не желали признавать, но и разгоняли. Амнистия распространялась на всех членов партии «Алаш» без исключения. При этом никто из алашовцев не отказался от своих взглядов.

При новой власти Иса Тергеусизов продолжал принимать участие в просветительской деятельности, помогал в работе помощи бедствующим казахам на территории Жетысу. Сатылган Сабатаев отправился работать агрономом в Каркаралы Семипалатинской области. Там он погиб при исполнении служебных обязанностей в 1921 году. Однако Ибрагим Джайнаков и Иса Тергеусизов все же понимают временность действия амнистии и в 1920 году вместе с другими алашовцами эмигрируют в Китай.

В Китае Иса Тергеусизов поселяется в городе Кульджа (Илийский округ Синьцзяня) поблизости с границей СССР. Находясь в эмиграции, но в непосредственной близости, он был в курсе всех событий, происходивших в СССР, а особенно в его родном Казахстане. Но осторожный Иса Тергеусизов, опасаясь агентов ОГПУ, вынужден принять китайское подданство.

Покинув родную землю, Иса Тергеусизов подвергает опасности свою семью, которая гибнет при переходе через границу. В 1932 году Иса Тергеусизов женится на кульджинской татарке Махрой, предки которой мигрировали в китайский Синьцзян еще в начале XIX века. У них рождаются сыновья Арслан, Батыр и дочь Толеу. Они вместе с матерью Махрой во второй половине 1950-х годов возвращаются в Алма-Ату.

В марте 1935 года в городе Кульджа, центре Илийского округа в Западном Китае, создается организация «Іле аймақтық қазақ-қырғыз мәдени ағарту үйшұмасы», деятельность которой была направлена на просветительскую работу среди казахов и киргизов нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Иса Тергеусизов под именем Иса-торе стал одним из руководителей этой организации.

Губернатор Синьцзяна Шэн Ши Цай с конца 1939 года начинает проводить репрессии против представителей казахской интеллигенции Китая, которых он рассматривал как советских агентов и сепаратистов. И в 1940 году свыше 150 тысяч казахов были арестованы и посажены в тюрьмы. Среди них оказались Иса Тергеусизов и Ибрагим Джайнаков, которые были арестованы в Кульдже, а затем переведены в тюрьму города Урумчи, а в 1942 году они погибли от рук китайских палачей Гоминьдана.

Так оборвалась жизнь Исы Тергеусизова, глубоко образованного человека, обладавшего знаниями в социально-гуманитарной сфере. Человека, который, несмотря на три класса среднего образования, через самообразование и знание нескольких языков стал истинным эрудитом. Благодаря своему высокому интеллектуальному уровню, преданности человеческим идеалам он стал образцом искреннего и самоотверженного служения казахскому народу.

Источник — Вечерний Алматы