В среду состоится официальный визит Сергея Лаврова в Казахстан. Министры иностранных дел двух стран обсудят торгово-экономические вопросы и продвижение евразийских интеграционных процессов.
Лавров расскажет Идрисову о препятствиях для евразийской интеграции
Сергей Лавров и Ерлан Идрисов
Переговоры могут оказаться непростыми в первую очередь из-за резкой эскалации напряженности в зоне нагорно-карабахского конфликта. Кроме того, Лаврову наверняка придется в очередной раз разъяснять позицию России по Украине, сообщает «Газета.Ру».
Встреча с министром иностранных дел республики Ерланом Идрисовым пройдет в среду в Усть-Каменогорске — ведущем промышленном центре страны. «В ходе переговоров будут рассмотрены состояние и перспективы развития планового российского-казахстанского сотрудничества, вопросы продвижения евразийских интеграционных процессов и актуальные проблемы международной повестки дня», — сообщили в посольстве России в Казахстане.
Одной из тем обсуждения станет Договор между Россией и Казахстаном о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, подписанный главами государств в ноябре прошлого года. Соглашение предполагает согласованную внешнюю политику, сотрудничество в сфере стабильности и безопасности на евразийском пространстве и в мире, укрепление связей между парламентами, политическими партиями и общественными организациями.
Казахстан сегодня является важным торговым партнером России, занимая третье место по объему торговли среди стран СНГ. Инвестиции из России в Казахстан в 2013 году составили $2,1 млрд, из Казахстана в Россию — $3,9 млрд. Кроме того, в декабре прошлого года между сторонами был подписано новый Договор о военно-техническом сотрудничестве.
Главной темой переговоров по-прежнему остается договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Документ, работа над которым велась почти три года, был наконец-то подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана в мае, однако до конца этого года его должны ратифицировать национальные парламенты трех государств. Только в этом случае он сможет начать функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года.
Однако вопросов в связи с документом у сторон остается предостаточно.
Свои претензии к договору в его экономической части Белоруссия и Казахстан высказывали вплоть до момента подписания бумаги. В частности, горячей темой может стать Нагорный Карабах — камень преткновения в переговорном процессе. В день подписания договора о ЕАЭС Назарбаев предложил Армении присоединиться к Таможенному союзу без Карабаха, в то время как Лавров неоднократно заявлял, что Карабах не имеет отношения к евразийской экономической интеграции.
Разрешить противоречие, связанное с Карабахом, у стран пока не получается. Один из возможных сценариев приводит гендиректор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин: для этого нужно, «чтобы в Евразийском экономическом союзе были и Армения, и Азербайджан, и чтобы гарантом добрососедских отношений со стороны Армении была Россия, а со стороны Азербайджана — Казахстан».
Нагорный Карабах по-прежнему несет весомую угрозу евразийской интеграции, соглашается политический аналитик Института ЕврАзЭС Надана Фридрисон.
Наконец, политические элиты Казахстана хотят услышать от Москвы заверения, что те экономические проблемы, которые она сейчас имеет с Западом, не отбросят негативную тень на ее ближайших партнеров.
В свою очередь Лепехин уверен, что Москва смотрит намного дальше. «Сейчас начинается геополитическое переформатирование всех международных союзов. И в российском МИДе в рамках БРИКС рассматривается такой вариант — формирование альтернативной «Большой двадцатки». Без участия западных стран. То есть подход такой — в этой «двадцатке» должны быть не только страны с большим ВВП, но и высокой численностью населения. Понятно, о каких странах идет речь. Кроме пяти стран БРИКС это Аргентина, Мексика, Египет, Иран, Турция, Пакистан, Вьетнам и так далее».
При этом, по мнению эксперта, «несмотря на украинскую проблему, при Назарбаеве переориентация Казахстана с России вряд ли возможна».
«Назарбаев мудрый лидер и взаимодействует со всеми — и с Европой, с США, и с Китаем, и с Россией. Но ему комфортно находиться в интеграции именно с Россией, его индустриальный план, принятый в 2010 году, ориентирован прежде всего на Россию. С Китаем гораздо рискованнее, потому что нет комплиментарности экономической. Понятно, что Казахстан сразу станет зависим от Китая по разным направлениям», — объясняет Лепехин.
Источник: Газета.Ru