В преддверии самого значимого мусульманского праздника Курбан-айт Глава Духовного Управления мусульман Казахстана, Верховный Муфтий Ержан Маямеров, читающий проповеди в программе «Жұма уағызы» на Первом канале Евразия рассказал NUR.kz об основных обычаях этого праздника.
Верховный муфтий рассказал об основных традициях Курбан-Айт
Ержан Маямеров
«Праздничное мероприятие начинается с раннего утра – мусульмане облачаются в чистые одежды, используют благовония, и направляются в мечеть, где через 30-40 минут после восхода солнца начинается праздничная молитва. По окончании айт-намаза, те, кто обладает материальной возможностью по традиции отправляются на рынки. Надо сказать, что эта традиция корнями восходит к Пророку Ибрахиму и его сыну Исмаилу, мир им обоим», — рассказал Ержан Маямеров.
Муфтий рассказал историю обряда жертвоприношений.
В жертвоприношении глубокий смысл, а не просто желание умертвить животного. У пророка Ибрахима долгое время не было детей, и вот всевышний подарил ему сына, но, не дав насладится отцовством, Аллах повелевает ему оставить мать Хаджар и дитя в пустыне. Мечась между холмами Сафа и Марва, мать маленького Исмаила находит колодец Зам-Зам, из которого многие века паломники со всего мира по сей день черпают воду. Однако на этом испытания веры не закончились. Когда Исмаил подрос, Ибрахим, мир им обоим, увидел сон от Аллаха, в котором ему было велено принести любимого сына в жертву. Готовность отца принести любимого и долгожданного сына в жертву, и готовность сына расстаться с жизнью от рук своего же отца – есть ничто иное, как проявление величайшей и непоколебимой веры в Аллаха, Который отнюдь не желал им мучений и смерти, но проверял их покорность и веру. И потому, когда Ибрахим занес нож над своим сыном, Аллах не позволил этому случиться и заменил человеческую жертву овцой. В память об этой великой жертве, которую были готовы принести Пророки, великом испытании, которому они подверглись, великой вере, которую они проявили, и великой милости, которая была им оказана, мусульманам было велено праздновать это событие и совершать жертвоприношение, посредством которого происходит поклонение Аллаху, оказывается помощь бедным, поддерживаются родственные и дружеские отношения, выражается почтение к Пророкам, и укрепляется единство умы.
«В соответствии с ханафитским мазхабом, совершение жертвоприношения является ваджибом (т.е. обязательным) для каждого, кто является мусульманином, дееспособным, совершеннолетним. Конечно нужно быть свободным и не находится в пути. Тот, кто обладает минимальным достатком, с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, он равен стоимости 85 г. золота). Но, это не означает, что те, кто не обладают достатком, необходимом для выплаты закята, совершать жертвоприношение не могут. Наоборот, если у человека есть денежные средства для того, чтобы совершить жертвоприношение, он может это сделать и получить за это предписанное Аллахом вознаграждение», — продолжил он.
Кроме того, жертвоприношение желательно совершать самому, однако разрешается уполномочить кого-либо сделать это от своего имени. Но даже в этом случае желательно присутствовать во время обряда. Прежде, чем совершить жертвоприношение, необходимо произнести: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар».
К жертвенным животным относятся: овцы и козы; коровы, быки и буйволы; а так же верблюды. Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов: слепота на один или оба глаза; слабость и истощение; сломанный рог; хромота; либо явная болезнь.
Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть можно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.
Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.
«В Священном Коране говорится (смысл): «Поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения” Тафсир “Аль- Мунтахаб”, 22:37. Пусть же Аллах сделает наши намерения чистыми, сердца покорными, веру крепкой, страну процветающей, а народ дружным», заключил Маямеров.
10-го числа месяца Зуль-хиджа, по окончанию главного обряда Хаджа – стояния в долине Арафат, мусульмане всего мира начинают праздновать Священный праздник Ид-аль-Идха, известный также, как Курбан-айт, который в этом году выпадает на 4-е октября.