[:ru]
Марксисты считали, что государство отомрет при коммунизме, либералы предрекали ему смерть при создании глобальной рыночной системы. Пока же институт государства незыблем, но часть его функций постепенно переходит к гражданскому обществу, в том числе к неправительственным организациям — НПО.
По известным причинам, Европа имеет несравнимо больший опыт демократии, нежели постсоветские страны. Это касается и сферы развития гражданского общества. Как известно, Казахстан признает наличие универсальных принципов демократии, но также настаивает на ее национально-культурных особенностях для каждой страны.
Статус кво
В 2003 году Комитет министров Совета Европы разработал «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе». В нем утверждалось, что структура НПО должна быть демократичной и отрицалась вертикальная иерархия. НПО признается международной, если в нее входят, по меньшей мере, два иностранных члена (физлица или организации). Она должна быть открыта для всех, кто отвечает условиям ее деятельности. НПО — это организация, не ставящая целью извлечение прибыли, При этом она может заниматься коммерческой деятельностью, но при условии — доходы от нее будут идти исключительно на осуществление целей данной организации.
Некоторые отечественные деятели утверждают, что на Западе, якобы, полная свобода для НПО, без каких-либо обязательств. На самом же деле, это далеко не так. Главный принцип, используемый для определения права НПО получать господдержку — это критерий «общественной пользы» от деятельности организации. И частные лица также хотят знать, на что идут их личные средства. То есть, необходим учет и контроль, выражаясь словами В.Ленина.
В настоящее время в Европе действуют ряд принципов в сфере прозрачности. Так, НПО должны предоставлять своим членам или руководителям годовой отчет о своей деятельности, а также финансовую отчетность. В случае если НПО ранее получала налоговые льготы или другие формы государственной поддержки, такие отчеты могут также потребоваться для предоставления в контрольные органы.
Далее, по требованию жертвователей НПО должны предоставлять им достаточно подробные отчеты об использовании пожертвований с тем, чтобы продемонстрировать выполнение связанных с ними условий.
Документация, отчетность и деятельность НПО может в соответствии с законом или по договору подвергаться проверке контрольным органом. От НПО могут также потребовать сообщить о процентной доле финансовых ресурсов, используемых для сбора средств.
Кроме того,они должны предоставлять свою финансовую документацию на аудиторскую проверку организации или лицу, не зависящему от руководства НПО. Иностранные НПО тоже могут подвергаться проверкам, но они обязаны предоставлять отчеты только в отношении своей деятельности в стране пребывания.
Транспарентность бюджетных расходов
Как отмечают эксперты, с возрастанием числа НПО обостряются и проблемы их функционирования. Зачастую эти организации сталкиваются с взяточничеством, кумовством, хищениями, подкупом представителей элит, обеспечивающих их деятельность. Репутацию ряда организаций подрывает коррупция, понижающая уровень доверия со стороны спонсоров и общественности. Неизбежно встает вопрос о транспарентности бюджетных расходов НПО.
Например, по данным профессора МГИМО Татьяны Зоновой, самая крупная датская организация «DanChurchAid», стремящаяся к прозрачности своего бюджета, обусловила финансовый менеджмент ежегодными докладами о коррупции. В нем перечисляются все скандальные случаи, произошедшие за истекший год. «Самый эффективный способ бороться с коррупцией — сделать ее достоянием гласности», — заявила директор организации по гуманитарным вопросам Лиза Генри,
Стоит отметить, что по данным Т.Зоновой, почти в 56% западных НПО хотя бы один член руководства связан с производством оружия, а в 54% — с табачной промышленностью. Обращает на себя внимание и значительное (59%) присутствие среди руководителей НПО представителей банковского сектора.
Новый законопроект об НПО, предложенный Гражданским альянсом Казахстана, учитывает положительный мировой опыт в этой сфере. Он направлен на повышение общественной полезности НПО и расширение его финансовых возможностей. В частности, речь идет о новых формах финансирования из госбюджета — выделение грантов и премий. Но при этом согласно мировому опыту необходимо повышение прозрачности деятельности НПО для широкой общественности. При регистрации НПО в Уставах необходимо будет указывать главный вид деятельности, как это делается в развитых западных странах. Также предлагается ввести института общественной стандартизации деятельности НПО на основе профессионального подхода к работе в социальной сфере.
Перефразируя Уинстона Черчилля, можно сказать — репутация НПО точнее всего определяется суммой, которую она способна получить в виде гранта.
Марк Айсберг
[:kz]
[:en]
[:]