Сама государственная политика подстегивает всех участников ЕНТ к повышению показателей по тестированию переписыванием – местную власть, чиновников от образования, директоров школ, членов комиссий, школьников.
ЕНТ сдают учителя?
Из официальной статистики Министерства образования и науки РК по итогам Единого национального тестирования (ЕНТ). Средний балл в 2014 году составил 76,9, что выше результата прошлого года. В 2013 году – 74,5. Не преодолели пороговый уровень в 50 баллов 20 236 выпускников (23,1%). В 2013 – 27 465 (28,8%). Во время проведения ЕНТ изъято более 27 135 сотовых телефонов, 19 657 шпаргалок, 1 127 калькуляторов, 133 фотоаппаратов, 27 раций, 2 флешки, 2 ручных сканера, 13 – 4G, 14 блютузов, 8 WI-FI, 1 интернет-модем. В 2013 году было изъято более 28 тысяч запрещенных предметов – от шпаргалок до мобильных телефонов. Зато в 2013 году средний балл выше, чем в 2012 году – 70.9.
По данным МОН видно, рост среднего балла по ЕНТ идет с таким же ростом изъятых телефонов и шпаргалок, т.е. на лицо прямая связь между ними. Если суммировать запрещенные предметы, то почти 40 тысяч школьников в этом году успели воспользоваться списыванием ответов по ЕНТ, пока у них не изъяли мобильники и шпаргалки. Ведь по правилам сдачи ЕНТ это самое списывание зачитывается, тестирование по мобильникам и шпаргалкам не аннулируется. Иными словами, такая сдача ЕНТ законная. Ведь в этом году по Казахстану за неоднократные нарушения из аудиторий были удалены всего 29 выпускников.
А сколько «удачливых» выпускников, у которых не изъяли телефоны, шпаргалки и которые удачно списали? Интернет пестрит советами бывалых переписчиков – оказывается, сдача ЕНТ «инновационно» упрощена, благо пронести даже телефоны не представляет большой трудности. Оказывается, есть места для сотки, где их не фиксируют металлоискатели, или можно пожертвовать ремнем с бляшкой, монетами и т.д., потому что повторно не проверяют.
Ясное дело, если аннулировали бы тесты у школьников с телефонами и шпаргалками, если действительно работали бы заглушка сотовой связи, металлоискатели и т.д., то потребность в мобильниках и шпаргалках у большинства школьников отпала бы сама собой. Но МОН предпочитает фейковое образование. Возможно, в будущем статистика по изъятым телефонам будет даваться заниженной или даже не будут обращать внимания на «телефонное право» школьников.
Такой возможностью получить поддельные, списанные знания все больше и больше пользуются выпускники школ. Эту особенность отечественного образования первыми почувствовали не особо способные школьники, которые «философски» относятся к учебе: зачем напрягаться, когда можно легко и гарантированно пройти ЕНТ и получить проходной балл для поступления в вуз.
Одной из мер против коррупции было введение по западному образцу Единого национального тестирования. Однако ЕНТ с данной задачей не справилось – коррупция не только по-прежнему процветает, но и приобретает новые формы «современных технологий». Классический пример «тестированной» коррупции – в 2011 году в Жанакорганском районе у 505 школьников при сдаче ЕНТ средний балл составил 107 из 125! Это позорное явление стало известно лишь благодаря рекордному показателю целого района, на который никто не мог не отреагировать. А сколько безвестных маленьких «рекордов» – об этом можно лишь догадываться!
Жанакорганский урок не прошел даром: ныне наловчились не допускать таких заметных «рекордов» – с годами выясняется, что это лишь издержки продажи кодов. И сейчас система продажи кодов, шпаргалок и «передачи» по сотовой связи школьникам из улицы, из других зданий, автобусов, даже из других городов достигла своего совершенства.
ЕНТ кардинально изменило «идеологию» и структуру экзаменов, подготовку к ним, время их проведения и шпаргалки. Система тестирования до «гениальности» упростила составление последних – ведь это не многословные ответы и решения задач, а коды, которые легко размещаются на маленьком листочке бумаги, в окошке сотового телефона.
Поэтому неудивительно, что предэкзаменационная продажа кодов превратилась в доходный бизнес, как и открытая помощь учителей по мобильной связи, к которой их принуждают директоры школ, родители, да и желание улучшить показатели по своим предметам, повысить рейтинг школы, района.
Правда, есть немало центров сдачи ЕНТ, районов, где эта система не работает – там по старинке школьники сами заполняют тестовые задания. В итоге результаты тестов у честных и успевающих выпускников нередко бывают хуже, чем у переписчиков. Несомненно, ЕНТ ведет к усреднению показателей, подавлению способных школьников – ведь повышают показатели в основном слабых выпускников, которые и поступают затем в вузы, забирая места у честных абитуриентов. Пожалуй, исключение составляют выпускники, которые получили знак «Алтын белгі». Они тоже находятся на «особом положении».
Недавно в Алматы случился очередной образовательный скандал. Бывший директор школы № 129 Татьяна Вахтомина открыто заявила журналистам, что прокуратура Жетысуского района и городское управление образования пытались заставить ее в обход всех правил по госзакупкам пролоббировать интересы конкретной фирмы, занимающейся поставками горячего питания для учеников.
Татьяна Вахтомина также подтвердила всем известные секреты ЕНТ: «Наверное, причиной (увольнения) послужило и ЕНТ. Так как я говорила, что так не должно быть. У нас, когда проводится ЕНТ, мы все говорим, зажимаем детей, чтобы ни шпаргалок, ни сотовых телефонов не было, а при этом – существует схема сбора денег (по 3000 тенге с человека). Когда нашим учащимся позволено пронести на ЕНТ и телефон, и шпаргалки. При этом, в соседних зданиях или на улице учителя сидят и помогают детям набрать приличные, хорошие баллы» (Radiotochka.kz,12.09.2014).
Это известная «инновационная» система сдачи ЕНТ, действующая во многих областях Казахстана. Ведь наша страна имеет национальную особенность: главное – показатели, статистика, а не реальное состояние дела. Министерство образования и акиматы требуют высоких показателей от средних школ, вынуждая тем самым учителей и учащихся идти на различные уловки и махинации.
Руководитель района, города, школы несет персональную ответственность за плохие результаты ЕНТ. Но какой руководитель хочет низких показателей? А раз начальство желает хороших показателей, то кто может этому воспрепятствовать? Правильно – никто. Поэтому не только школьники испытывают стресс при сдаче ЕНТ, но и их учителя, которые помогают им и переживают за пронос в аудиторию шпаргалок, телефонов, за мобильную связь во время тестирования и т.д.
В такой ситуации мало кого волнуют вопросы: а зачем нам тестирование, где половина выпускников пытается обманом получить грант? В чем смысл такой проверки знаний?
Есть ли выход из «мобильного тестирования»?
Сама государственная политика подстегивает всех участников ЕНТ – местную власть, чиновников от образования, директоров школ, членов комиссий, школьников – к повышению показателей по тестированию переписыванием.
В 2013 году в Кызылординской области «под колпаком» оказались сразу 27 директоров школ, учащиеся которых набрали низкие баллы. Некоторые из директоров сами уволились. В этом году около 70 директоров школ получили выговоры по результатам ЕНТ в Южно-Казахстанской области, еще 8 – на грани увольнения.
Поэтому в школе учителя помогают при тестировании или не препятствуют школьникам пользоваться сотовыми телефонами, чтобы не ухудшать школьные показатели. Такая порочная система подталкивает многих сдающих ЕНТ школьников приходить с 2-3 телефонами на «мобильное тестирование», шпаргалками, благо для этого созданы все условия. Если при входе в аудиторию «засекут» металлоискателем телефон, то можно отдать запасной мобильник и спокойно заходить для сдачи ЕНТ. Попадешься с телефоном, шпаргалкой во время тестирования – ничего страшного, не выставят из аудитории, результаты теста не аннулируют.
Оказалось, есть способы обойти металлоискатели, не везде работают глушители сотовой связи или их просто отключают, имеются аппараты, не поддающиеся заглушке, антиглушители и т.д. Есть «блатные» школьники, которые остается в аудитории после окончания времени тестирования. В это время «свои» люди подходят к ученику и в течение 10-15 минут отмечают ему правильные ответы.
Пришло время признать, что ЕНТ привело к значительному снижению образовательного уровня в средней и высшей школе. Наиболее оптимальный выход – совмещение традиционного экзамена с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. ЕНТ не должно быть основным видом контроля, а дополнительным к традиционному экзамену, к тому же без «телефонного права». Их сочетание даст дифференциальный подход к оценке знаний.
Известно, что в вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента. В целом ЕНТ препятствует получению глубоких знаний, развитию молодых дарований. В то же время обязательное тестирование без шпаргалок и телефонов, без посторонней помощи может стать инструментом против коррупции в системе образования.
Казахстанская школа отличается чрезмерной загруженностью школьников из-за дополнительных предметов, вроде Самопознания, Валеологии, Сөз өнері, Мұқағалитану, Абайтану, Батыр-баба, Религиоведения и др., которые «размывают» знания по основным предметам. Образование нужно человеку, чтобы получить объективные представления о мире, научную картину мира. Ныне она заменена непонятным «винегретом» из системы Парфирия Иванова, религиозных праздников и представлений, информации о СПИДе, знания своей родословной и т.п.
Образование в подземных переходах
Деньги способны совершать чудеса. Это свойство всеобщего эквивалента проявляется в том числе и в образовании – его обладателям в известных размерах есть возможность обучать своих чад в престижных учебных заведениях не только нашей страны, но и за рубежом.Если в зарубежных платных заведениях все-таки следят за успеваемостью и могут отчислить двоечника, то у нас, наоборот, неуспевающие имеют цену – они приносят больше денег и преподавателям, и учебному заведению, и дельцам-посредникам.
Недавно в СМИ появился «официальный» прейскурант цен на разные услуги в сфере отечественного образования – можешь не учиться, лишь плати, и ты будешь не только успешным студентом, но и впоследствии – обладателем диплома о высшем образовании.
«К примеру, за 12 тысяч тенге в одном вузе можно закрыть предмет, а в другом за эту сумму – всю сессию. За сдачу сессии цена в среднем по стране составляет примерно 29 тысяч тенге, закрыть один предмет будет стоить примерно пять тысяч тенге. Цена покупки курсовой в среднем по стране составляет около 13 тысяч тенге. Самые дешевые варианты начинаются от 2-3 тысяч тенге. По республике средняя сумма на дипломные работы ориентировочно равна 60 тысячам тенге. Самые дешевые работы можно приобрести примерно за 30 тысяч тенге», – рассказал исполнительный секретарь МК «Жас Отан» Нурлан Сыдыков 16 сентября на совместном заседании комитета партийного контроля и республиканского совета по противодействию коррупции и молодежного крыла «Жас Отан».
Для перевода с платной формы обучения на грант необходимо около 500 тысяч тенге, в некоторых областях – около 100 тысяч тенге. В среднем цена составила около 250 тысяч тенге. Для поступления и обучения на военной кафедре – 500 тысяч тенге. Также названа цена за место в общежитии, которая составила в среднем 15 тысяч тенге.
Нурлан Сыдыков поведал и о таком «мыльном пузыре»: «по завершению университета у выпускников требуют фиктивные справки о дальнейшем трудоустройстве. 44% опрошенных подтвердило наличие этого факта, что на самом деле требуют. И они приносят, просто у знакомых, у дяди, у тети берут печати, берут справки, что они трудоустраиваются. Это показывает то, что те данные, которые мы сегодня имеем по выпускникам вузов, именно по трудоустройству, на самом деле некорректны».
Всем известна «оплата» за зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы, но она воспринимается обществом как порок, с которым невозможно бороться; иначе, почему нет наказаний преподавателей, руководителей вузов?
Купленные экзамены, купленные курсовые и дипломные работы, и с такими же купленными «знаниями» молодой специалист идет работать, часто не по специальности, нередко «по блату» или за взятку, пополняя ряды серых и некомпетентных работников. Излишне говорить, что некомпетентность у нас проявляется во всех отраслях – откуда быть прорыву в экономической или научной сфере? Правда, молодежь в научную сферу не идет из-за низкой заработной платы.
Самое прискорбное, такие, с позволения сказать, специалисты идут и в сферу образования. Например, 90 % (!) дипломов о высшем педагогическом образовании в Мангистауской области, выданные в 1990-х и 2000-х годах, поддельные, сообщил КазТАГ.
«Сотрудники института судебной экспертизы Мангистауской области исследовали около 200 дипломов образца 1990-х и 2000-х годов о высшем педагогическом образовании, около 90% них оказались подделкой», – сказала главный эксперт по судебно-техническому исследованию документов Рая Скендирова. Поддельными были признаны дипломы учителей физики, географии, химии, информатики. Их обладатели, как показала проверка, никогда не заканчивали вузов, а документы приобретали в подземных переходах.
Поддельные или купленные «научные» статьи, диссертации, плагиаторство и т.д. среди преподавателей вузов – это тоже большая проблема, которая подтачивает систему образования в нашей стране. В итоге у нас за 10 лет (1999-2009 гг.) число докторов и кандидатов наук увеличилось в 2 раза и 1,7 раза соответственно, ученую степень доктора PhDимеют 1,7 тысяч человек. При таком количестве докторов и кандидатов наук наука и образование не развиваются, а многие ученые не проявляют себя в своей отрасли – они избегают написания не только научных статей, но и «простых» газетных или журнальных статей, не дают обычное интервью.