Глава Нацбанка Казахстана недавно сделал заявление, что страна в среднесрочной перспективе планирует переходить на инфляционное таргетирование в денежно-кредитной политике. Экономист Александр Юрин объяснил, что это значит и чем чревато, пишет LS.
Эксперт: Казахстан, возможно, отпустит тенге в
Начать следует с того, что основная цель деятельности Нацбанка Казахстана – обеспечение стабильности цен, то есть управление инфляцией. Низкая и стабильная инфляция является основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики.
Для управления инфляцией нет какого-то четкого набора инструментов, но в разных вариациях условием для управления инфляцией является отправка национальной валюты в свободное плавание.
«Что касается популярности этой темы, то она стала вновь широко обсуждаться с подачи действующей главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной. Эту тему стали поднимать в условиях продолжающейся вот уже несколько месяцев девальвации рубля. Позиция Центробанка сводится к тому, что рубль необходимо «отпустить в свободное плавание», так как с точки зрения руководства Центробанка именно свободная конвертация валюты является ключом к успешному внедрению инфляционного таргетирования. С учетом этих обстоятельств невольно напрашивается аналогия с ситуацией в Казахстане. Можно предположить, что соответствующие заявления официальных лиц свидетельствуют о том, что в настоящее время рассматривается возможность отказа от поддержки курса тенге», — считает Юрин.
«Говоря о возможности перехода к плавающему обменному курсу, то здесь следует упомянуть теоретический конструкт, который называется «Трилемма центрального банка». Его суть сводится к тому, что государство не может одновременно поддерживать привязку валютного курса, сохранять открытость рынка капитала и проводить независимую монетарную политику. То есть государство вынуждено отказываться от поддержки курса национальной валюты (либо ограничивать движение капитала). С этой точки зрения использование процентного канала Национальным банком возможно только при отказе от поддержки тенге», — объяснил Юрин.
По мнению экономиста, отказ от поддержки тенге при неблагоприятной внешней конъюнктуре неминуемо приведет к росту цен на потребительские товары. В случае отказа от поддержки тенге Национальный банк Казахстана может оказаться в похожей ситуации, когда казахстанские банки будут привлекать ликвидность, предоставляемую Нацбанком, для проведения спекуляций в условиях падения курса национальной валюты. В этом случае какое-либо существенное влияние на инфляцию для Национального банка станет невозможным.
«Международный опыт свидетельствует о том, что внедрение инфляционного таргетирования может быть проблематичным. Так, за последние 20 лет многие центральные банки заявили о переходе к инфляционному таргетированию в чистом виде. В то же время считается, что только одна страна с переходной экономикой – Чехия – смогла полностью успешно внедрить инфляционное таргетирование. Более того, в 90-е годы был отмечен ряд случаев, когда инфляционное таргетирование показало полную несостоятельность в условиях интенсивных спекулятивных атак на курс национальных валют. В этом свете возможность эффективного осуществления полноценного инфляционного таргетирования Национальным банком в настоящее время выглядит несколько сомнительной», — считает Юрин.
В тоже время эксперт отмечает, что если Нацбанк отпустит курс тенге в свободное плавание и объяснит это переходом к инфляционному таргетированию, то это меньше повредит его репутации. Гораздо хуже будет выглядеть, если свободное плавание тенге начнут оправдывать, например, недостаточностью международных резервов или же нежеланием их тратить.