Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности» разработан в реализацию поручения Главы государства по итогам совещания «Об итогах социально-экономического развития за 2012 год и задачах по реализации Стратегии «Казахстан-2050», сообщает Министерство юстиции.
Целью проекта Закона является дальнейшее упрощение процедуры регистрации объектов интеллектуальной собственности, устранение правовых пробелов, а также исключение норм, создающих административные барьеры в Законопроект предусматривает внесение изменений в 6 законодательных актов (Законы «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране селекционных достижений, Патентный закон, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), в т.ч. в два Кодекса (Гражданский и Налоговый кодексы).
«Поправки, вносимые в области авторского права, направлены на конкретизацию деятельности коллективных организаций, обеспечение прозрачности и эффективности деятельности данных организаций», — сказал министр юстиции РК Б. Имашев.
Так, Законом «Об авторском праве и смежных правах» установлена обязанность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе (коллективные организации), по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения за использование произведений.
К сожалению, на практике имеют место факты, когда такие организации оставляют большую часть собранного вознаграждения на покрытие своих собственных расходов.
С целью исключения злоупотреблений со стороны коллективных организаций предлагается установить предельный процент удерживаемой суммы из собранного вознаграждения на покрытие организации своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения (по действующему законодательству такого ограничения нет). С учетом международной практики предлагается установить не более 30% от суммы собранного вознаграждения.
Кроме того, предлагается установить, что суммы собранного вознаграждения, распределенные и начисленные конкретным авторам и исполнителям, должны сохраняться на счете коллективной организации.
«Для прозрачности деятельности коллективных организаций законопроектом предусмотрены поправки касательно обязательного размещения предоставляемых в уполномоченный орган (МЮ) ежегодных отчетов коллективных организаций на Интернет-ресурсах организаций и в республиканских средствах массовой информации», — отметил министр.
Предусмотрены поправки, конкретизирующие процедуру исключения произведений и объектов смежных прав из разрешений, предоставляемых организацией пользователям.
Как считает Б. Имашев, в целях оптимизации процедуры и сроков оказания государственной услуги по аккредитации коллективных организаций предусматриваются нормы, направленные на сокращение сроков опубликования информации о дате проведения заседания комиссии с 65 до 30 календарных дней.
Уточняются требования к коллективным организациям, претендующим на прохождение аккредитации. Расширяются основания по отзыву такой аккредитации.
«Дополняются случаи свободного использования произведений, в частности воспроизведение библиотеками и архивами экземпляров произведения с перенесением их в цифровой формат в целях замены утраченных или испорченных экземпляров», — сказал министр.
В Закон «О селекционных достижениях» вносится дополнение, позволяющее восстановить сроки оплаты за поддержание в силе патента на селекционное достижение по аналогии с патентом на изобретение и полезную модель (в Законе РК «Об охране селекционных достижений» отсутствует норма по восстановлению действия патента на селекционное достижение). Уточняется компетенция Министерства сельского хозяйства на установление требований к документам при проведении экспертизы селекционных достижений на патентоспособность. Кроме того, устанавливается, что пропущенный срок для подачи возражения может быть восстановлен по ходатайству заявителя. Аналогичная поправка предусмотрена в Патентном законе.
В Патентный Закон вносятся поправки, предусматривающие исключение инновационного патента как вида охранного документа на изобретение.
Это позволит избежать патентования уже известных в мире изобретений, поскольку инновационный патент выдается по результатам проверки на локальную новизну (новизну на территории РК).
Альтернативным вариантом решения в данной ситуации является расширение понятия полезной модели, признав в качестве полезной модели не только устройства, но и способы и вещества. Аналогичная практика патентования полезной модели применяется в таких странах ОЭСР как Бельгия, Венгрия, Ирландия и Испания.
Данное изменение было внесено с учетом рекомендаций АО «Национальный аналитический центр» при проведении анализа в рамках договора по изучению опыта стран ОЭСР.
По опыту стран ОЭСР в Патентном законе предлагается предусмотреть возможность ускоренного патентования отдельных объектов.
С учетом требований ВТО (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) в Патентный закон вносятся поправки, согласно которым в отношении таких изобретений как лекарственные средства, пестициды и агрохимикаты, срок действия исключительного права может быть продлен по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет. Это связано с тем, что для введения в оборот данных товаров необходимо получить соответствующее разрешение уполномоченных государственных органов (МЗ и МСХ).
«В целях разграничения полномочий между уровнями государственного управления в Законе о товарных знаках устанавливается компетенция Министерства юстиции на утверждение цен на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом гос.монополии (РГП «НИИС»)», — подытожил министр.
С целью уточнения случаев правомерного использования товарных знаков уточняется, что товары, введенные в гражданский оборот на территории стран Евразийского экономического союза, могут распространяться без согласия владельца прав на товарный знак.
С целью упрощения процедуры регистрации товарных знаков и сокращения временных затрат упраздняется выдача свидетельства на товарные знаки. По просьбе заявителя будут выдаваться выписки из Государственных реестров товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.