Наурыз мейрамы олицетворяет единство, братство, толерантность и стабильность.
Вновь пришел светлый праздник Наурыз — праздник весеннего обновления и пробуждения природы, праздник воодушевления народа. Наурыз мейрамы, после длительного перерыва в советский период, вновь стал отмечаться в Казахстане с конца 80-х годов, а с 2001 года объявлен государственным праздником и длится три дня — с 21 по 23 марта, пишет МИА КазИнформ.
Популярность этого праздника среди множества народов Евразийского континента объясняется не только его древностью, но и его подлинно народным, гуманистическим содержанием.
Обратимся к истории, чтобы стало понятнее, что именно мы празднуем в дни Наурыз мейрамы, и почему именно этот праздник после обретения Независимости стал для нас одним из важнейших.
Известно, что этот праздник впервые начали отмечать в древнем Иране, на фарси «навруз» означает «новый день». Самые первые упоминания о Наурызе встречаются в «Авесте» — священной книге приверженцев зороастризма, который исповедовали персы и многие другие народы в древности на территории Центральной Азии, Закавказья, Ирана, Афганистана и Пакистана.
Еще один важный источник сведений об этом празднике — «Шахнаме», бессмертное творение величайшего поэта Востока Абулкасима Фирдоуси. Здесь поэт, живший в 11-м веке нашей эры, утверждает, что празднование Наурыза началось при шахе Джамшеде, который правил, как считают ученые, где-то в 4-6 веке до нашей эры. В то время весеннее равноденствие приходилось на первый день месяца «фарвардин» и считалось началом года. Впрочем, из истории также известно, что и в других районах мира примерно в это время года устраивались различные ритуалы и празднества, связанные с началом хозяйственного цикла — посевной кампанией или выгоном скота на весеннее пастбище.
Так или иначе, нужно учитывать, что первоначально праздник Наурыз имел религиозно-мистическое, ритуальное содержание — именно в рамках зороастрийского верования. От тех времен сохранился обычай готовить семь блюд, или наурыз-коже из семи компонентов, а также проводить уборку в домах и во дворах — зороастрийцы считали, что в дни Наурыза их навещают духи предков, чтобы удостовериться, насколько хорошо живут потомки. Но, по-видимому, изначально этот праздник нес и другую общественно значимую нагрузку. Иначе трудно понять, почему, отказавшись от древней зороастрийской веры и перейдя в Ислам, множество ираноязычных и тюркоязычных народов не отказались от праздника, имеющего явные признаки языческого культа.
Праздник Наурыз, признанный ЮНЕСКО международным, отмечают в настоящее время около 300 миллионов человек — жители стран Ближнего Востока, Турции, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана, Индии, Пакистана и Китая, России, а также Боснии и Герцеговины.
Сегодня Наурыз не воспринимается казахстанцами, как религиозный или национальный праздник, поскольку ритуальная сторона для современных людей утратила свой первоначальный смысл, а выраженный интернациональный характер не позволяет соотнести этот праздник с какой- либо определенной национальной культурой. Празднование Наурыза отличается в некоторых деталях у разных народов, но самые важные моменты остаются общими, неизменными.
У казахов Наурыз имеет еще одно название — «Ұлыстың ұлы күні», что означает «Великий день народа». Это еще раз характеризует Наурыз мейрамы, как поистине народный праздник, в отличие от других, в том числе, вводимых по политическим мотивам.
В жизни казахского народа Наурыз всегда имел особое значение, и это отразилось в поэзии, в языке. Наурызом называется первый месяц весны, о Наурызе сложены песни. Растение примула (первоцвет) называется наурыз шешек. Множеству казахов было присвоено имя Наурыз, в том числе одному из самых знаменитых казахских батыров-полководцев — Наурызбаю Кутгымбетулы, воевавшему в 18-м веке против джунгар.
Наурыз сегодня — это праздник, который располагает людей к общению, к дружелюбию и спокойствию. У казахов в праздновании Наурыза уже давно закрепились народные традиции — в эти дни устраивались народные гуляния с качелями — алтыбакан, состязания по борьбе, айтысы. Теперь эти традиции творчески развиваются, превращаясь в массовые спортивные, развлекательные мероприятия, концерты и театрализованные представления, ярмарки. Тем не менее, как считают многие деятели культуры, социологи и политологи, весь потенциал этого праздника еще не раскрыт, и следует думать о его дальнейшем развитии.
«Это великий праздник народа, символ равноденствия дня и ночи. Он отмечается уже 5 тысяч лет, олицетворяя единство, братство, толерантность и стабильность. Все это — тот путь, по которому идет Казахстан. Данную идею мы осуществляем со дня обретения Независимости», — эти слова Президента Нурсултана Назарбаева очень точно охватывают смысл и значение Наурыз мейрамы для народа Казахстана.