Задержание и заключение под стражу Рашода Камолова, имама мечети «Ас-Сарахсий» в городе Кара-Суу, заставили по-новому оценить религиозную ситуацию в Кыргызстане.
Арест Рашода Камолова заставил многих по-новому оценить религиозную ситуацию в стране. Кроме того, обсуждение вопросов общественной безопасности в Кыргызстане, в частности, в Ошской области ведется на новом уровне. По словам экспертов, религиозные течения, которые до недавнего времени существовали сами по себе, начали потихоньку высвечиваться в контексте идеи создания халифата и в связи с ситуацией в Сирии.
Пресс-секретарь УВД Ошской области Жениш Ашырбаев сообщил «Азаттыку», что в рамках расследования дела задержанного месяц назад Камолова в области проведены оперативно-следственные мероприятия, по результатам которых в отношении 9 человек возбуждены уголовные дела:
– В течение только одного месяца после ареста Рашода Камолова поступило около 30 заявлений, связанных с его деятельностью. Заявления продолжают поступать. Много людей заявляют, что Рашод Камолов агитировал их детей, призывая ехать в зону боевых действий в Сирию.
Заместитель начальника 10-го Главного управления МВД Кыргызстана Эмил Жээнбеков заявляет, что у правоохранительных органов достаточно доказательств того, что деятельность Рашода Камолова имеет экстремистский характер. По его словам, можнонайти в Интернете видеодоказательства, где Камолов призывает к свержению конституционного строя и созданию халифата.
Казы Ошской области Ниязали Арипов сообщил, что имам-хатибом мечети «Ас-Сарахсий», где работал Камолов, назначен Суйун Калыков. Среди посетителей мечети и населения проводятся разъяснительные работы.
Причины конфликта интересов
Арест Камолова также обсуждался в парламенте страны. Депутат от фракции СДПК Заирбек Жоошбеков заявил, что необходимо прекратить политизировать арест Рашода Камолова. Депутат от «Ар-Намыса» Турсунбай Бакир уулу описал Камолова с положительной стороны:
– Рашод Камолов известен как общественный и религиозный деятель не только в Кыргызстане, но и в Узбекистане и Таджикистане. Следственные органы делают ошибку, выставляя его виновным до решения суда. До этого тоже правоохранительные органы в суде много раз не могли доказать его вину. Я обратился к полпредам президента и правительства с заявлением, что по мере возможности необходимо изменить ему меру пресечения на домашний арест. Он не несет угрозы. Если он вербовал бы людей в Сирию, то в первую очередь должен был поехать сам.Ведь если верующие считают войну в Сирии справедливой, то они сам должны принять участие в войне. Не верю, что он сам не поехал, при этом вербовал других.
Адвокат Камолова Жазгул Суйумбаева тоже опровергает все обвинения. По ее словам, Камолову предъявляют бездоказательные обвинения.
В конце прошлого года на заседании, где обсуждался вопрос выезда граждан КР в Сирию, Рашод Камолов заявил следующее:
– Президент сказал, что «религиозную ситуацию необходимо исправить, необходимо принять меры в отношении тех, кто пошел по неправильной дороге». Но многие сотрудники правоохранительных органов восприняли слова президента превратно. Они воспользовались ситуацией: находили любой повод, грабили и избивали людей, мучили и унижали их на глазах у жен. Не вынеся подобной жестокости, люди впадали в гнев, желали отомстить своим обидчикам, даже были готовы на их убийство. Вот в таком настроении они и уезжали в Сирию. Потому что люди не хотят подвергаться избиениям и угрозам без основания.
Имя Камолова и ранее было на слуху у правоохранительных органов и религиозных деятелей. Отец Рашода Рафик Камолов был убит в 2006 году в Оше во время спецоперации по предотвращению террористического акта.
После похорон Рафика Камолова в Кара-Суу прошла акция его сторонников, где было озвучено, что умерший принял мученическую смерть во имя Всевышнего, погиб за веру. Видео митинга было опубликовано в Интернете. После тогда еще 28-летний Рашод Камолов занял место отца и стал имамом мечети «Ас-Сарахсий».
Назначенный вместо Камолова новый имам Кара-Сууйского района Ошской области Суйун Калыков рассказывает:
– В 2006 году мы с муфтием Муратаалы Жумановым поехали в Кара-Суу. Местные жители выставили условие, чтобы вместо погибшего Рафика Камолова назначили имамом его сына. Заявили, что только при выполнении этого условия они успокоятся. Тогда Рашода Камолова назначили имамом временно. Можно сказать, что сегодня подобные события происходят.
Влияние без вести пропавшего родственника
В 90-е годы прошлого столетия в странах Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, слова «аххабизм»,и «ваххабиты» были у всех на устах. Известно, что власти Узбекистана против людей, называющихся ваххабитами применяли самые жестокие меры. 29 августа 1995 года в аэропорту Ташкента пропал обвиняемый в ваххабизме Абдували Мирзоев, который был родственником семьи Камоловых, более того — наставником Камолова. Отмечается, что именно он повлиял на религиозное направление деятельности Рашода Камолова.
Садыкжан Камолов, еще один представитель семьи, был кандидатом на пост главы Духовного управления мусульман Центральной Азии. Садыкжан был первым муфтием Кыргызстана и депутатом парламента. В свое время вокруг его персоны было много скандалов. В этом вопросе замечен и бывший президент Аскар Акаев — в СМИ была опубликовано выступление экс-президента, в котором он заявлял, что угроза ваххабизма сильно преувеличена и что он лично знал многих образованных ваххабитов.
На это через прессу последовал ответ Садыкжана Камолова, который депутат парламента Турсунбай Бакир уулу пересказывает так:
– Уважаемый господин президент Аскар Акаевич, Вы неправильно высказались, я не ваххабит. В Кыргызстане нет ваххабитов. Об этом заявлялось официально. Однако популярность этих имамов — это другой вопрос. Потому что отец и сын в отличие от «дежурных молдо», на любые вопросы находили ответы в Коране.
На сегодняшний день Садыкжан Камолов в Кыргызстане известен, как религиозный и общественный деятель. Ранее он в беседе с «Азаттыкком» опровергал все досужие домыслы и слухи, которые ходили вокруг их семьи:
– Когда говорят о феномене Камоловых, одни безосновательно считают нас ваххабитами, другие — еще кем-то. Как бы там ни было, к нам приходят люди. Какой бы человек не пришел к нам в мечеть, мы стремимся указать ему правильный путь, объяснить различие между добром и злом. Мы стараемся помочь все людям, независимо от того, являются ли они членами «Хизб ут-Тахрира» или Коммунистической партии. Никакой другой политики кроме ислама мы не знаем. Никаких планов выступать против властей или государства не имеем.
Эксперты бьют тревогу
Арест Рашода Камолова заставил многих по-новому оценить религиозную ситуацию в республике. Кроме того, вопрос обсуждения общественной безопасности в Кыргызстане, в частности в Ошской области, ведется на качественно новом уровне. По словам экспертов, религиозные течения, которые до недавнего времени существовали автономно, начали объединяться. Эксперт в области религииЗайнабидин Ажымаматов поясняет:
– Рашод Камолов заявляет о построении халифата. Возникает вопрос, создание халифата обязательно или нет. Он утверждает, что обязательно. Заявляет: кто не поддерживает создание халифата — вероотступники, заблудшие души. Все это нужно проверить, выяснить. Призывать поехать в Сирию могут и «хизбутчики». «Хизб ут-Тахрир» в вопросе создания халифата кого угодно будет поддерживать. Салафиты тоже могут поддержать идею создания халифата. Потому что они воспринимают друг друга как более близкие по идейному направлению организации, даже если по другим вопросам не находят понимания.
По словам эксперта по вопросам религии Каната Мурзахалилова, объединение радикальных религиозных организаций в политических целях вполне возможно:
– В настоящее время наблюдается объединение джихадистов с хизбутчиками. Есть угроза, что эти организации под эгидой идеи о создании халифата могут объединиться и призывать к смене государственного устройства. Доказательством этого можно назвать то, что в домах членов «Хизб ут-Тахрира» милиционерами обнаружена литература, принадлежащая Исламскому движению Узбекистана. Также в домах членов ИДУ обнаружена литература «Хизб ут-Тахрира». Вполне возможно, что для достижения своих целей они могут объединиться.
Как отмечалось выше, усиление деятельности радикальных религиозных организаций, их возможное объединение для достижения своей целей вынуждает власти Кыргызстана предпринимать новые меры. Однако по оценке экспертов, власти предпринимают недостаточно усилий для предупреждения возможных угроз.
Перевод с кыргызского языка, оригинал статьи здесь.
ATu
http://rus.azattyk.org/content/article/26905137.html