[:ru]
(из книги Харузина А.Н «киргизы(казахи) Букеевской Орды М1889г»)
Въ 1887 году я былъ командирован Императорскимъ Обществом. Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии въ Киргизскую Букеевскую степь с зоологическою и антропологическою целями.
Я позволю себе остановиться несколько на Ногайскомъ роде, какъ на факте вхождения новаго элемента въ элементъ киргизский(казахский)
Происхождение Ногайскаго рода съ достоверностью ни им(самим), ни киргизам(казахам) неизвестно. Среди некоторыхъ Ногайцевъ держится упорно мнение,будто они жили здесь еще до прихода киргизовъ изъ- за Урала. .Что о не лишено основами, такъ какь Ногай жили въ нынешней Букеевской степи еще до калмыковъ и отчасти одновременно с ними, и могли, следовательно, до известной степени, содействовать образованию Ногайскаго рода. Более справедлив рассказ о происхождении этого рода старика киргиза Ногаева рода, который передавал мне, что Ногайцы прикочевали из -за Сакмары к. Нуралию, хану Малой орды (отцу Букея), а затемъ перешли съ Букеемъ по сю сторону Урала.
Мы, следовательно, должны предположить, что первоначальная небольшая группа Ногайцев, перешедшая съ Букеем из- за Урала, постоянно пополнялась притоком, новых сил, и вероятнее всего Ногайцами же, жившими в нынешней внутренней степи еще до прихода киргизов (казахов).. Из 2000, в настоящее время в орде находятся ногайских, кибиток живуть, приблизительно. 1,100 в
Таргунской части, 700—в Таловской, 100—в Калмыцкой и кибиток, 20 во 2-мь Приморском, округе.(Если предположим в каждой кибитке имеются по пять, а то и еще больше людей, то получается 10 тыс. чел)
Я выше упоминал, что сохранилось предание, что ханы около себя собирали Ногайцев, составляя из них., так, сказать, свой конвой: это предание не лишено истины. Действительно, Ногайцы, бежавшие некогда из-за Сакмары к Нурали-хану, пользовались его личным, покровительством и оставались ему верными слугами, и не только ему, но и сыну его Букею и (внуку) Джангиру—так, они последнему, на ряду с, казаками, помогли подавить бунт. (1-го Приморская округа) Бершева рода, восставшаго против ханского бия (Шомбала) Ниязова(ногай-казак), под, предводительством Исатая Тайманова. Хан, же. со своей стороны, наделял Ногайцев, землею, которою они пользовались даже- в ущерб, киргизам(казахам). При таких услових, является понятным, что ханы Внутренней орды привлекали к, себе новыхъ пришельцев, которые и сливались с Ногайцами;
Как бы то ни было, общий голос киргизов(казахов) говорит, что Ногайцы (для казахов)пришельцы. Следовательно, они знают, их, некиргизское происхождени е. В перебранке с Ногайцами киргизы им, нередко говорят,: „да вы что, разве наши — ведь вы пришельцы». Впрочем, в этой фразе не следует. усматривать какое-нибудь враждебное отношение к Ногайцам, скорее же добродушную шутку. Какого-нибудь презрительнаго отношения со стороны киргизов(казахов), по отношению Ногайцев вообще не существует, брак не только совершаются свободно, по даже, напротив, киргизы(казахи) заискивают у Ногайцев, которые в свою очередь (как, близко стояшие к хану) смотрят на киргизов(казахов) свысока. Даже больше: киргизы нередко терпят, обиду от Ногайцев, которые и хитрее(умнее), и расторопнее их. Пользуясь вялостью и беспечностью киргизов(казахов), Ногайцы нередко отбирают, у них обманным образом землю вследствие чего в Советь подаются жалобы.
Ногайцы, безусловно(сейчас уже), не считаются народностью, а просто родом киргизским(казахским), и называются киргизами обыкновенно Ногай-казак. Это указывает ясно, что киргизы(казахи,уже) на них смотрят, как на своего же брата—киргиза.
Но Ногайцы и до сих, пор представляют до известной степени обособленную группу: так, при кочевках, они держатся более вместе, чемъ киргизы других родов; далее пришлось мне встретить недалеко от
Ханской Ставки родовое кладбище Ногайцев, впрочем, почти ничем от обыденного киргизского(казахского) не отличающееся.
Ногаец носит на себе некоторые антропологические и этнографические особенности. Он высок. (женщины также отличаютсябольшим ростом, чем киргизки(казашки)), худощавее и стройнее киргиза, борода в общем гуще, в движениях нет, той Вялости и медлительности, как у киргиза(казаха) (но и в самом типе Ногайцев заметна значительная рознь и колебания). Конечно, не всякому Ногайцу свойственны эти особенности—иного от киргиза(казаха) не отличишь.
Ногайца легко узнать по его одежде: он носить плисовые кафтаны, род жилета съ серебряными застежками: рубашка его отличается непомерно длинным*!, воротником. Конечно теперь все ЭТИ признаки имеют значение относительное. При слшнш этого рода сь остальными киргизами, которое замечаются теперь, обусловливается то, что и плисовый кафтанъ и длинный воротник рубахи встречаются у киргизовъ (хотя и редко) и остальныхъ родовъ, но за то безусловно характернымъ и исключительно Ногаеву роду присущимь признаком-, надо считать голубой цвет, их белья, который виден-, у мужчин и голубой цвет головных’ платков у женщин. В постройке кибиток(юрт), В. их внутреннем устройстве нет никаких, отличительных признаков. Что касается языка, то онъ чисто киргизский(казахский), и, как передавали мне, несколько перемешан с татарскими(т.е ногайскими) словами.
В Ногайце видно больше хозяйственности, больше трудолюбия чем у киргиза (казаха)в Таловской части почти все занимаются хл’ебопашеством.
Ногайский родъ разделяетса на пять отделений:
Джаварово, Кузамкулаково, Усюново, Кустангалиево и Куясово.Ханыков * называет, только четыре отделения Ногаева рода, при томъ несколько иначе и съ киргизским, а не русским окончанием, какъ у меня—а именно: Казанъ-Кулакъ, Кустамгалы, Уйсынъ и уясъ (казанкулак, костамгалы, Уьйсен,кояс).
Изъ всего вышесказаннаго мы вндимъ, что 1 Ногайцы представляюгъ особую группу въ Букеевской степи; начало этой группе дала особая народность(ногайцы); теперь же, став на правахъ киргизскаго(казахского) рода, Эта группа начинает, понемногу сливаться с киргизским (казахским)племенем.
[:]