АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

А судьи кто?

images (2)— «Не будем скрывать, что безобразий в судейской системе еще очень много, – заявил президент Нурсултан Назарбаев на заседании правительства, на котором шла речь о реформе судебной системы. — Старые кадры сидят, мздоимцы сидят. Нам предстоит очень большая работа».

Глава государства ясно дал понять, что реформы судебной системы не избежать. А это значит, что уже в ближайшее время третья власть должна вынести свое видение пути, по которому должна следовать отечественная Фемида.

На самом деле о реформировании судебной системы в Казахстане говорят уже давно. Ведь что бы кто ни говорил, а преступления без наказаний в нашей стране все еще существуют. После каждого такого случая народ, возмущается, пишет гневные строки в интернете, обсуждает это на кухнях и забывает. Миллионы людей понимают, что прав тот, у кого больше прав, и мирятся с этим.

Одна реформа судебной системы в стране уже была. Тогда президент призвал судей к принципиальности и честности, значительно повысив им зарплаты в расчете на прекращение мздоимства. И многие из представителей фемиды после этого остались в двойном выигрыше: законный заработок значительно вырос, а незаконный никуда не делся.

Именно незавершенность реформ, отсутствие полноценного правового общества во многих государствах приводит к тому, что в них так или иначе отсутствует всеобъемлющая защита прав человека, что закрывает для населения двери в демократическое общество, и убивает трудовую активность. В таких государствах чиновники, в том числе и судьи, ответственные за организацию жизни и соблюдение законности, находясь в своих креслах, не служат государству и обществу, а используют эти самые кресла в исключительно своих целях. Потому что власть и богатство, прислуживание и карьерный рост, а не работа, встали в один синонимический ряд и вытекают одно из другого. Учет общественных интересов при этом находится на последних местах среди мотиваторов деятельности. В общем, коррупция плюс продажная и несправедливая судебная система — это наш бич, пугающий не только граждан, но и инвесторов.

Выход из такой ситуации именно в выполнении тех пяти задач, что поставлены перед страной президентом. Среди них обеспечение независимой судебной системы, которая стояла бы на страже законности и максимально не зависела от прихотей сильных мира сего. Так просто и, как показывает практика, одновременно так сложно. Но, не сделав этого, ни одна страна не станет гармоничной, а значит, сильной и устойчивой перед внутренними и внешними вызовами современности.

Разумеется, прежде чем проводить реформу отечественной судебной системы, необходимо досконально проанализировать ее историю с самого начала периода независимости, сделать выводы о том, какие на сегодняшний день имеются достижения, и какие недостатки.

Конечно же, главным звеном в правоохранительной системе является суд. Но многое зависит и от надзорного органа, то есть, прокуратуры. В целом же все правоохранительные органы должны полностью осознавать то, что они служат народу и во благо народа.

Для того, чтобы обеспечить высокую сознательность работников правоохранительной системы, реформой предусмотрено кардинальное изменение кадровой политики, при которой должен будет проводиться жесткий отбор потенциальных сотрудников, прежде чем они попадут в систему. Поэтому одним из приоритетов развития и реформирования определено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на должности судей.

Впрочем, по мнению некоторых работников судейского корпуса, и действующий порядок отбора кандидатов является довольно жестким. Но на практике в ряды служителей Фемиды иногда попадают лица, которым не свойственна эта деятельность. Обладая хорошими теоретическими знаниями законодательства, кандидаты в судьи не всегда четко представляют, какие трудности могут возникнуть у них на практике.

С целью ужесточения механизмов отбора кандидатов на судейские должности предлагается ввести обязательную норму — пять лет стажа участия в судебных процессах. Предполагается внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков. Кандидаты будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. После ее завершения они пройдут годичный испытательный период. Усложнение процедуры отбора на судейскую должность должно позволить исключить попадание в число служителей Фемиды случайных людей.

У некоторых экспертов, проработавших в системе не один десяток лет, имеются свои предложения по осуществлению реформирования системы. В частности, предлагается исключение контакта судей и прокурорских работников, а также расширение полномочий прокуроров в участии в процессах по гражданским и административным делам.

Кроме того, экспертное сообщество настаивает на повышении юридической грамотности простых граждан и обеспечении гарантированными услугами адвокатов, независимо от характера дела – будь то уголовное или административное. Ведь во многих случаях наши люди не могут даже более-менее грамотно составить исковое заявление, что вполне может явиться предпосылкой к злоупотреблению служебным положением со стороны служителя фемиды. А это, в свою очередь, порождает недоверие со стороны граждан к судебной системе.

Уже не первый год в стенах парламента прозябает проект закона «Об общественном контроле», который в случае принятия обеспечит простым казахстанцам возможность участия в надзоре за деятельностью государственных органов. Не исключено, что намеренно.

Имеющий уши да услышит

Одним из пунктов президентского плана является обязательное внедрение аудио и видеофиксации судебных процессов. Нет никакого сомнения, что эта норма будет дисциплинировать служителей Фемиды. Потребность в фиксировании и документировании разбирательств существовала еще с античных времен. В некоторых музеях до наших дней сохранились рукописные хроники судебных разбирательств, прошедших еще в средневековой Европе. Подобные записи судебных процессов дают возможность последующим поколениям определить верность или ошибочность судебных решений.

Теперь же представители прогрессивных обществ предлагают, по сути, то же самое, только с привязкой к нынешним реалиям. А именно, вести запись не вручную, а доверить это дело технике. Несмотря на имеющееся нешуточное сопротивление этому нововведению, планируется, что до конца года абсолютно все судебные залы в стране будут обеспечены необходимой аппаратурой.  Стоит отметить, что определенный успех в этом деле есть: за прошлый год с использованием аудио и видеоаппаратуры в судах страны было рассмотрено 420 тысяч дел.

На самом деле реформа по обеспечению верховенства закона, предлагаемая главой государства, продиктована временем и непременно окажет благотворное воздействие на пополнение судейских рядов подготовленными кадрами. Это будет способствовать повышению профессионализма служителей Фемиды. Меры по дальнейшему совершенствованию судебной системы будут способствовать повышению доверия граждан, эффективности работы отечественной Фемиды и усилению борьбы с коррупцией.

Моя полиция меня бережет

Национальный план также предусматривает улучшение системы отбора полицейских. Для этого будет внедряться специальное тестирование, которое позволит проверить личностные качества и профессиональные навыки как кандидатов, так и действующих сотрудников. В идеале к службе в полиции молодежь должна готовиться со школьной скамьи.

— Поступая на службу в полицию, новичок не должен думать о быстрой карьере, — говорит ветеран органов внутренних дел Галымжан Абильсеитов. – Он должен иметь желание стать профессионалом. А для этого ему нужно пройти все ступени, начиная с низов. Только в этом случае он наберется опыта и профессионализма.

Помимо всего прочего, президент страны поручил обеспечить прозрачность работы полиции за счет создания Общественных советов по рассмотрению жалоб граждан. Оценка нарушений, допущенных полицейскими, которую дадут авторитетные люди, станет действенным профилактическим рычагом.

Айдос МУРАТ