[:ru]
Известно, что в Советский период, особенно в 20-50-е гг. ХХ в., казахи как огня боялись личных имен, связанных с Кораном и религией. За обладание именем «Нурмухамет» или «Хайролла» можно было запросто угодить в тюрьму за «панисламизм» и пропаганду «опиума народа» (как окрестили религию в марксизме). Поэтому наш народ пережил позорную революцию имен, когда в срочном порядке люди изменяли и сокращали свои имена и фамилии при получении паспортов (а их стали выдавать в СССР после 1937 г.).
Так появились искусственные (урезанные) имена Мукан, Мукаш, Абдраш, Куляш и пр. Но надо сказать, что привычка стесняться полных мусульманских имен ведет начало еще с царской колониальной эпохи. Чиновники приветствовали, когда лица казахской национальности отказывались от «магометанского» имени, и представлялись, например, «Чоканом» (прозвище Мухамед-Ханафии Валиханова).
Хотя к Абаю его русские друзья обращались «Ибрагим Кунанбаевич», а его племянник и ученик поэт Шакарим пишет о своем учителе «Ибрахим мырза», особенно в советскую эпоху полное мусульманское, а на самом деле библейско-кораническое, интернациональное имя великого казахского поэта и мыслителя Ибрахим (т.е.Авраам) произносили и писали редко.
А если вдуматься, настоящее имя великого Абая – Ибрахим – величественное, роскошное, «глобальное». И оно созвучно современному духу независимого Казахстана, который развивается уже в ритме глобальных изменений, имеет широкие международные связи и претендует на миссию миротворца, объединителя народов, культур, диалога мировых и национально-традиционных религий.
Отец поэта, набожный и суровый Кунанбай-хаджи, конечно, не зря назвал сына именем великого патриарха, пророка и отца многих народов мира, а позже совершил и свой хадж на родину Ибрахима/Авраама. А когда Кунанбай-хаджи добрался, пройдя большие трудности и страдания, чуть не умерев от зноя и болезни, до Мекки, он, сын казахских степей, увидел собственными глазами храм Каабы (который по мусульманской традиции заново отстроил и освятил пророк Ибрахим), молился в долине Арафат, пил воду из колодца Зем-зем… Так творилась и крепла священная связь разноязыких и разноплеменных народов планеты через акт веры, братство в духе и Боге…
Пророк Ибрахим в Священном Коране – это пророк и праведник Авраам/Абрахам иудеев и христиан. Ибрахима чтят сразу три великие религии (две мировые – Христианство и Ислам, и одна национально-традиционная, Иудаизм), называемые поэтому в науке иногда авраамическими. Сегодня, храня верность Абаю, мы через его великое имя Ибрахим/Авраам/Абрахам (Эйбрахам – на англ.) имеем возможность окунуться в водоворот глобальной истории, великих свершений ветхозаветных патриархов, в тайны религий Откровения.
И это очень близко духу Великих Номадов, всегда желавших быть в центре мира, слушать биение сердца человечества, болеть душой за планету и штурмовать небо. В отличие от малоразвитых, неподвижных и малоговорящих племен-шаманистов Сибири и Алтая, наши храбрые «гусиноголосые» (қаз дауысты) мобильные предки видели своими глазами Шумер и Вавилон, Дунай и Кавказ, египетские пирамиды и Желтое море… А в ХХ веке, даже будучи запертыми в советской тюрьме мы породили такой феномен: в 1961 году на всю планету раздался зычный голос «главного кочевника» страны Олжаса Сулейменова: «Кружись, айналайын, Земля моя!».
Поэтому мы должны гордиться тем, что нашего великого поэта и мыслителя, «пророка» Казахской Земли (конечно, это образно) звали интернациональным и священным именем Ибрахим/Авраам. И думаем, что надо популяризировать его полное мусульманское имя, произносить его во время торжеств и международных презентаций, других мероприятий. Гостям из Саудовской Аравии,Египта, Пакистана, Турции, Малайзии великого поэта казахов надо бы представлять «Ибрахим-мырза», «Ибрахим-бей».
А в казахском контексте нельзя называть просто «Абай», а надо благоговейно величать «Абай-Ата», «Ыбырайым баба». Так же, как мы говорим о Бекет Ата, Зенги Баба, Хаким Ата, Анет Баба и т.д. И конечно, нужно использовать авторитет Абая, силу его мудрых слов и стихов, пример его жизни и борьбы, патриотизма и гуманизма для возрождения истинного, а не искаженного ислама в стране и даже во всем мире.
И мы можем, как бы подражая известному аяту Корана о пророке Ибрахиме («Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, но был ханифом») сказать, что наш Абай-Ибрахим не был ни суфием, ни салафитом, он был ханифом и мусульманином. А это важно для приведения к консенсусу и общему знаменателю взглядов участников межрелигиозных споров и разногласий. Также Абай – наш щит и меч в борьбе с попытками ревизии мусульманской традиции казахов, невесть откуда взявшимися в советском и постсоветском Казахстане мифами о Тенгрианстве, уподоблением нас сибирским племенам-язычникам и т.п.
Кстати, не только мифологами, но и серьезными историками прорабатываются разные версии о потерянных десяти коленах Израиля (например, одна из сильных версий – что частью потомков этих племен являются современные пуштуны Афганистана, добровольно принявшие близкий им по духу Ислам в 7 веке), и в том числе предположение, что потерявшаяся веточка от богоизбранного народа была пересажена на Казахскую землю: двигаясь в своей исторической миграции на восток по пути, который потом назовут Великим Шелковым путем, эти благородные люди оседают в среде сакских племен, т.е. становятся частью будущего казахского народа. Так что можно допустить, что даже в этногенетическом плане мы как-то причастны к потомству Ибрахима/Авраама, любимца Бога, друга Аллаха (халил Аллаһ).
Но, конечно, главное всегда – это духовное, а не расово-генетическое родство. Самое главное в текстах Корана и Библии – Дух Единобожия, кротость и смирение перед Всевышним, полное упование на Бога-Творца, доверие к Нему, верность клятвам Богу, беспрецедентные образцы которых показал Ибрахим- халил Аллаһ и был поэтому любим Творцом. Это чистое Единобожие, без придания сотоварищей и богов истинному живому Богу.
Как сказано в Коране, «Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином, но был ханифом» (3:67). Ханифами называли в регионе Палестины и Средиземного моря кротких людей, приверженцев веры в Единого Бога, вне конфессиональной принадлежности, которые, будучи монотеистами, не обязательно присоединялись к шумным конфессиям и организованным религиозным объединениям. И вот интересно, что сам пророк Мухаммед, который как и все арабы по крови тоже приходился потомком Ибрахима (через сына рабыни Агарь – Исмаила), но который как и все мудрецы больше дорожил духовным братством нежели родо-племенной и расовой связью, когда в VII веке, получив неожиданные откровения от Единого Бога, выступил с проповедью, первоначально возвестил, что не придумывает новую религию, а всего лишь восстанавливает Единобожие Авраама…
Н. Нуртазина,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
[:]