[:ru]
Одни сравнивают Аблай-хана с немецким канцлером Бисмарком, другие – с русским царем Петром I, с личностями, которые оставили глубокий след в истории своего народа.
«Какие цели ставил перед собой и народом Абылай хан, что ему удалось и чего он не смог достичь, что завещал и о чем предупреждал этот исполин нашей истории будущие поколения, какой урок мы можем извлечь из событий того периода?», – вопрошает глава государства Нурсултан Назарбаев в приветственном слове к участникам конференции, посвященной 300-летию Абылай хана.
Неординарную личность трудно измерить одним лекалом, очевидно только одно, Аблай хан опередил свое время, и даже сегодня он представляет неподдельный интерес для нынешнего поколения казахстанцев.
Хан «шатер»
Не секрет, что кумиром для президента является Аблай хан, который смог сплотить разрозненные роды, сохранить в тяжелое время государственность казахов, остановить натиск джунгар. Об этом глава государства говорил неоднократно, и в канун 300-летия, он снова обратил свое внимание на хана великой степи.
«В каждом обществе именно великие личности были ответственны за процветание народа и являлись примером для нации и будущих поколений. Одним из таких великих сыновей казахского народа является Абылай хан», – отметил президент.
По словам Нурсултана Назарбаева «в Абылае гармонично сочетаются почитаемая народом мечта о независимости и исключительная воля и решимость». Большой заслугой Аблай хана стало объединение жузов, которые в тот период были вольницей, отданной на откуп родоначальникам. На такой шаткой основе нельзя построить государственность, и тем более ответить на военно-политические вызовы того времени. Поэтому, во время своего правления Аблай хан прилагал максимальные усилия к тому, чтобы объединить разрозненные жузы и укрепить «вертикаль власти». Этого требовали обстоятельства! Сильный противник, в лице Джунгарского ханства, не оставлял выбора.
«Абылай, – отмечает в статье «Воплощая мечты Абылая» Нурсултан Назарбаев, – всегда отличался характером взвешенного политика, гармонично сочетающего мужество и разум. Именно благодаря этому в трудные и суровые времена, воодушевив народ и собрав его под единым знаменем, он смог спасти казахское государство от исчезновения».
Достигнув сплоченности и единства народа, Аблай хан смог противостоять врагу. Но для укрепления государственности требовалась централизованное правление. Такую задачу ему удалось решить лишь отчасти.
«Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали власть хана. В то же время он не мог полностью сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей. Наиболее влиятельными политическими фигурами были Казыбек би и Бухар жырау», – отмечает казахский просветитель Чокан Валиханов.
Выстроить вертикаль власти Аблай хану не удалось, но его авторитет и уважение в народе заставил многих прислушаться к его мнению. И если когда-либо в прошлом казахи были сплоченными, то, несомненно – во время правления Аблай хана.
Из исторических источников известно что, в тот момент численность населения ханства достигло 3 млн. человек. Это произошло не только благодаря демографическому росту, но и в результате расширения самого казахского ханства за счет территориального присоединения соседних и родственных народов. К примеру, ойратов джунгар, которые искали убежище от китайской армии.
Объединить этнически неоднородную среду, даже сегодня не всем под силу, а в тот период было трудно разрешаемой задачей. Этногенез в ХVII столетии ограничивался ассимиляцией: целенаправленной политики по размыванию отличительных культурных черт какого-либо народа и привитие ему новых. Аблай хан искал в окружающих, не то, что их разъединяет, а то, что объединяет и консолидирует народ. Как повествует история, в ходе одного сражения с джунгарами будущий хан попал в плен и долгое время пробыл в заточении. Но свое время он даром не терял. Он изучил монгольский и маньчжурский языки. И еще… несмотря на статус пленника, Аблай хан общался с хунтайши Галданом Цереном и сблизился с Амурсаной, ойратским нойоном.
Сегодня есть модное слово – «мультикультурное общество», индивиды которого ведут себя толерантно по отношению к представителям других культур и даже поощряют многообразие. Считается, что такое общество возникнет в XXI столетии. Наше внимание приковывает тот факт, что правитель ХVII века, демонстрировал черты, которые присущи для «мультикультурного человека». И что интересно, такие качества присуще в большей степени казахстанскому обществу, которое покоиться на вершине межнационального мира и стабильности.
«Сегодня, когда формируются новые идеалы и ценности молодой нации, все эти вопросы являются предметом духовных исканий и всеобщего обсуждения. Пусть и впредь вдохновляют нас идеи великого Абылай хана в строительстве сильного государства и формировании единой и процветающей нации!», – отметил Нурсултан Назарбаев в своем приветственном слове к участникам конференции, посвященной 300-летию Абылай хана
Лучшие из лучших…
Не менее интересная та политика, которую Аблай хан проводил внутри казахского ханства. А она впитала его личный жизненный опыт, несет отпечаток его очень непростой судьбы. После смерти своего отца Коркем Уали-султана, он удалился от ханской ставки, а позже был забыт своими знатными родственниками.
С юных лет, Аблай хан был предоставлен сам себе, жил среди простолюдинов. Как говорит народная молва, в молодости он подрабатывал у богатых собственников табунов, а проще говоря, был пастухом. Живя, таким образом, он плохо одевался, за что получил прозвище «Сабалак» – нищий, которое было как клеймо. С подобным именем в сословно разделенном обществе фактически не возможно было поднять наверх. И, тем не менее, у Аблай хана получилось «оседлать» общество, которое он застал. Как это получилось? Тем более, как говорят исторические источники, он скрывал свое знатное происхождение. В определенной мере, этому способствовала война с джунгарами, в которой принял участие будущий хан великой степи.
«Участвуя во многих набегах, – пишет казахский просветитель Чокан Валиханов, – сначала как рядовой воин, он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные его советы и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого».
В сражении близ горы Улы-Тау в традиционном единоборстве батыров он убивает наследника джунгаров Галдан Цэрена Шарыша. Кстати, во время поединка он бросился на противника с криком «Аблый», призывая тем самым на помощь дух своего деда. Это имя, после победы над джунгарским воином, стало его именем. В кровопролитной войне он не раз выходил победителем, демонстрировал хорошие навыки полководца и батыра. Умение и смекалка, сила и воля бросаются в глаза. В конце концов, при поддержке военной знати, он избирается старшим султаном в сильном и многочисленном роде атыгай. И уже мало кто вспоминал о том, что когда Аблай был погонщиком табунов.
\
Аблай хан являет пример меритократии, что в переводе означает «власть лучших», которая основывается на личных, незаурядных заслугах и способностях индивидов. Как уже отмечалось, он скрывал свое знатное происхождение, и продвигался из самых низов общества по социальной лестнице благодаря своим военным, организаторским качествам, своему жизненному опыту. Тем самым он противопоставлял «голубую кровь» заслугам. А это был уникальный опыт для великой степи, где институты демократии не были столь развиты, как в наше время. И, тем не менее, восхождение Аблай хана шло по избираемым должностям, где от претендента требовали не только знатные корни, но и авторитет среди элиты и народа. Заручиться доверием последних, как человеку, выросшему среди простых людей, было не трудно. Ведь он, как никто другой понимал их.
Такая особенность в биографии казахского хана должна быть интересна и нашему поколению. Как показывает опыт Аблай хана, трудно достичь успеха, если в карьерном росте образовался «разрыв», когда кандидаты на соискание должности в госаппарате, едва закончив заморский вуз, сразу «оседают» в правительстве. К примеру, в соседнем Китае, любой желающий оказаться в кресле министра горит желанием поработать в провинции, т.к. без этой графы в послужном списке он не может претендовать на следующую, более высокую ступень в партийно-государственной иерархии. Наши же министры из-за дефицита практического опыта часто не в состоянии дать внятный ответ на простой вопрос, кроме как… «потому что, потому что!».
Любопытно, что в период правления Аблай хана, в степи появилось столько ярких людей, что сегодня в небольших городах Казахстана не хватит улиц, чтобы присвоить им имена деятелей того исторического времени. Конечно, кто-то скажет, что 17-ый век стал для казахского ханства сложным и по своему «осевым временем». И в такие трудные годины на общественной арене появляются «люди-герои». Так ли это? Возможно, в такой точке зрения есть своя доля истины. Но в этом имелась и большая заслуга Аблай хана, который приближал к себе незаурядные личности, опирался на их мудрость и авторитет в своей политической деятельности.
Между медведем и драконом
Джунгарское или казахское ханство? История неотвратима и сурова, кто-то должен был остаться и продолжить существовать, а кто-то кануть в лету. Получилось так, что Джунгария столкнулась с Китаем и исчезла. В определенной степени, такой выбор был предопределен той политикой, которую проводил Аблай хан.
Создавая государственность, Аблай хан не мог игнорировать две крупные державы, которые простирались у самых границ ханства – Россию и Китай, и от которых зависела независимость. Хотя обе империи наблюдали за тем, как в степи два ханства – Казахское и Джангарское, – воюют друг с другом, и до известного момента активно и непосредственно не вмешивались в борьбу, тем не менее, их влияние и всю их опасность осознавал Аблай хан. Об этом говорит в первую очередь его политика, которая получила название между медведем и драконом, подразумевая Россию и Китай.
Великий хан стремился избегать прямой конфронтации с крупными соседями, проявлял лояльность и к России и к Китаю, но при этом не впадал в зависимость от них. К примеру, в 1757 году он отправляется в Пекин, чтобы вступить в подданство китайского императора как вассальный князь, сохраняющий самостоятельность, но уплачивающий дань. И одновременно с этим, Аблай хан отправляет в Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората.\
Впрочем, на этом опасная игра с медведем и драконом в степи не ограничивалась. Казахское ханство при Аблае, хоть и воевала с джунгарами, вместе с этим, использовал их в качестве орудия сдерживания России и Китая. Известен период, когда казахский хан предоставил убежище мятежному ойратскому нойону Амурсане, которого преследовали китайские власти. Был период, когда казахское ханство противостояло регулярной армии Циньской империи. Известно, что в период крестьянской войны 1773-1775 годов в России Аблай хан встречался с Пугачевым, который бросил вызов царской системе. За это в 1778 году он был утвержден Екатериной II лишь ханом Среднего жуза. Правда, самому Аблай хану от такого решения было ни горячо, ни жарко. Поскольку он сам проводил свою самостоятельную политику. В конце концов, России и Китаю стало очевидно, что с ханом великой степи и его ханством следует считаться.
«Битвы, которые велись во главе с Абылай ханом во имя независимости казахского народа в то сложное геополитическое время, – отметил в приветственном слове глава государства Нурсултан Назарбаев к международной научно-практической конференции «Абылай хан и его историческая эпоха», – это яркие страницы национальной истории».
Сегодня пришли иные времена, Китай и Россия являются партнерами Казахстана. Но шестеренки геополитической «машины» в Центральной Азии остался таким же, каким они был в 17 веке, где, чтобы сохранить независимость, необходимо постоянно соблюдать баланс и равновесие интересов крупных держав. С момента обретения независимости в 91-ом году, Казахстан провозгласил многополярный внешнеполитический курс, который покоиться на принципе прагматизма. С одной стороны, Астана занимает беспристрастную позицию к ведущим державам, с другой – наращивает с ними отношения.
Любопытно, что американские эксперты, которые занимаются Центральной Азии, несколько лет назад пришли к выводу, что на наши страны, и в частности на Казахстан, невозможно оказывать извне влияние. Иными словами, за океаном признают, что мы не только де-юре, но де-факто стали независимыми.
Асель Турланова.
Новости Казахстана. Алтынорда
[:]