АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Абу Насыр Аль-Фараби — Кипчак из Отрара

AqPuZh3GJd8На окраине ассирийского города Халеб, где проходит трасса Великого Шелкового пути, робко стоял одинокий, бедно одетый, пожилой человек, опираясь на свой посох. Его печальный взгляд был устремлен вслед удаляющемуся в сторону Сары-Арки каравану.

Временами он вытирал набегавшие на глаза слезы кончиком своей чалмы. Он спешил домой, потому что чувствовал приближение смерти и хотел напоследок посетить могилы предков, исполнить долг каждого правоверного.

Несмотря на преклонный возраст — ему перевалило уже за восемьдесят — собрался в далекий путь. Караван вышел из Дамаска неделю назад. Он еле поспевал за всеми и с трудом переводил дыхание на привале, утоляя голод лепешкой и жажду — зеленым чаем.

У города Халеб он понял, что не сможет продолжить путь. От собственного бессилия он заплакал. Старость — это дерево, корни которого сгнили, — говорят на Востоке.

Силы покидали старца. Взяв слабой рукой домбру, он заиграл:

«Сейхун — глубоководная река

Не так уж от аула далека,

Как бы мне добраться…»

Его голос становился все тише и тише, голова его медленно клонилась… Звучание струн угасало…

Это был Абу Насыр аль-Фараби, величайший мыслитель средневековья, основоположник восточного рационализма, прозванный за свою ученость «Аристотелем» Востока.

Став скитальцем поневоле, он побывал во многих крупных городах Азии и Востока — Дженде, Бухаре, Согде, Хиве, Мерве, Каире, Багдаде, Дамаске…

Но в мыслях и мечтах своих он всегда возвращался в родные степи, в родной город Отрар.

Величие и красота Отрара затмевали славу многих городов того времени. Не случайно в арабских источниках его величают «Фараба» — то есть красивый, щедрый и зеленый. Город находился на пересечении дорог Великого Шелкового пути. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка, затем для распространения культурных растений — винограда, персика, дыни, перца… Наряду с золотом, шелк в то время был международной валютой — им одаривали царей, послов, выплачивали жалованье.

Абу Насыр ибн-Мухамед аль-Фараби родился в 257 году хиджры по мусульманскому летоисчислению или в 870 году от рождества Христова, в селении Висидже в юрте кипчакского воина, охранявшего подступы к городу Отрар.

Когда отца Абу Насыра назначили военачальником, семья переехала жить в Отрар. Мальчик был восхищен величием и красотой города. В Отраре было множество красивейших дворцов, мечетей, медресе и мавзолеев. Здесь находилась известная всему миру Отрарская библиотека, в которой хранились первые тяжелые книги — труды Аристотеля, Платона, Ар-рази и других.

Осенью отец отвел Абу в мектеб, где мальчики заучивали Коран. Суры сменялись одна за другой: «Трапеза», «Преграды», «Добыча» и т. д. Абу пересказывал все стихи, не пропустив ни строчки. Учитель был потрясен и сказал: «В таком юном возрасте ты выучил всю книгу. Что я сам знал, ты все выучил. Я тебе ничем больше помочь не смогу. Тебе сюда не стоит приходить».

Жажда знаний привела юношу в медресе, где учились несколько лет. После окончания медресе он мог стать муллой, законоведом или богословом. Но Абу Насыра интересовали естественные и гуманитарные науки. И здесь ему на помощь пришли ученые — мудрецы. Особенно любил слушать он рассказы о планетах, звездах и небесных светилах.

Очень рано познавший грамоту, юноша часто посещал библиотеку, где находились бесчисленные сундуки с книгами. В одной комнате были книги только по математике, во второй — о путешествиях, в третьей — о небесных светилах, в четвертой — по истории.

После смерти отца в неравном бою, Абу Насыр по традиции занял его место. Но настоящим воином так и не стал. Книги все сильнее притягивали его своей мудростью и таинственными реалиями.

Однажды, проходя мимо караван-сарая, аль-Фараби услышал чарующие, нежные мелодии — это звучали персидские и туркменские музыкальные инструменты. Он приостановился. Красота и богатство звучания инструментов вдохновили его, он увлекся музыкой. Стал тайком мастерить себе музыкальный инструмент. Вскоре домбра была готова. Научившись виртуозно играть, он вызывал восторг и поклонение у своих слушателей исполнением кюев.

Сегодня Абу Насыр был печален, была годовщины смерти отца. Взяв домбру, он начал играть. Это была мелодия Коркыт-аты «Елим-ай». Вначале домбра звучала, как стремительный бег Тулпара, затем в музыке наачали проскальзывать звуки соловьиных трелей и заканчивался кюй звуками, напоминающими плач осиротевшего верблюжонка.

Отрарская библиотека являлась своеобразным центром научной мысли. Сюда приезжали ученые из Абиверда, Суяба, Дженда и даже из далеких Нисы, Гурганджа, Герата. Один раз в год правитель Отрара созывал Ученый Совет, где мог выступить любой желающий с научным сообщением или докладом.. На одном из таких Советов выступил Абу Насыр аль-Фараби с сообщением «Научные взгляды Аристотеля». Он говорил о том, что Земля и все небесные тела имеют форму шара, что Земля не является центром Вселенной, как пишет Аристотель, а вращается вокруг Солнца, как считает Аристарх Самосский. За такие смелые суждения имам Отрарской мечети изгнал аль-Фараби из города и предрек ему тяжелую судьбу. Абу Насыр ушел с караваном, направлявшимся в Бухару, вместе с бродячими музыкантами и дервишами в ветхих плащах.

Всю дорогу из Отрара до Бухары аль-Фараби предавался размышлениям об истине жизни: он слушал унылые песни скитальцев, откровения купцов и захватывающие рассказы погонщиков о необыкновенных приключениях, пережитых ими в пути. Через неделю впереди замаячили силуэты города. Переправившись через реку Зеравшан, караван подошел к воротам и, заплатив въездной налог, путники вошли в Бухару.

Аль-Фараби остановился у богатого торговца, продающего китайский шелк, фарфор и пряности. Узнав, что его постоялец ученый человек, хозяин попросил обучать грамоте и арифметике своих сыновей, а за это разрешил жить без оплаты. Аль-Фараби это устраивало и он остался в доме торговца.

Здесь, в Бухаре, аль-Фараби начал писать давно задуманный трактат «О взглядах жителей добродетельного города». «Природа предоставила людям большие возможности, — писал он, — человек может обрести то совершенство, для которого предназначен по своей природе, совершенства люди, живя в обществе, могут достичь только с помощью науки и образования. Только образованные члены общества смогут построить цивилизованное государство», — закончил свою мысль ученый кипчак. Одновременно он писал трактат «О музыке», разработал музыкальную теорию, создав науку о музыке.

Интересно, что в своей работе «Математические трактаты» он к математическим наукам относил не только арифметику, геометрию, оптику, но также и науку о звездах, музыку, науку о тяжестях и науку об искусных приемах.

Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908—932) и приступил к изучению различных отраслей науки и языков, он изучал медицину, логику и греческий язык.

Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта.

Вскоре Фараби стал известным ученым. В 941 году он перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске он завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Очевидно, что в первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. В литературе существуют рассказы, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя — халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамданида (943—967), который покровительствовал передовым людям своего времени, в частности поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал-Вава и другим. Впрочем, придворным ученым аль-Фараби не стал. В 949—950 годы Абу Насыр побывал в Египте. В книге «Гражданская политика» он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены).

Существуют две версии смерти аль-Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Согласно второй версии — он был убит грабителями при поездке в Аскалан.

Упоминаются ученики Фараби — Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов.

Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80 и 130. Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно — это Аллах. Середина — это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец — достижение подлинного счастья.