На окраине ассирийского города Халеб, где проходит трасса Великого Шелкового пути, робко стоял одинокий, бедно одетый, пожилой человек, опираясь на свой посох. Его печальный взгляд был устремлен вслед удаляющемуся в сторону Сары-Арки каравану.
Временами он вытирал набегавшие на глаза слезы кончиком своей чалмы. Он спешил домой, потому что чувствовал приближение смерти и хотел напоследок посетить могилы предков, исполнить долг каждого правоверного.
Несмотря на преклонный возраст — ему перевалило уже за восемьдесят — собрался в далекий путь. Караван вышел из Дамаска неделю назад. Он еле поспевал за всеми и с трудом переводил дыхание на привале, утоляя голод лепешкой и жажду — зеленым чаем.
У города Халеб он понял, что не сможет продолжить путь. От собственного бессилия он заплакал. Старость — это дерево, корни которого сгнили, — говорят на Востоке.
Силы покидали старца. Взяв слабой рукой домбру, он заиграл:
«Сейхун — глубоководная река
Не так уж от аула далека,
Как бы мне добраться…»
Его голос становился все тише и тише, голова его медленно клонилась… Звучание струн угасало…
Это был Абу Насыр аль-Фараби, величайший мыслитель средневековья, основоположник восточного рационализма, прозванный за свою ученость «Аристотелем» Востока.
Став скитальцем поневоле, он побывал во многих крупных городах Азии и Востока — Дженде, Бухаре, Согде, Хиве, Мерве, Каире, Багдаде, Дамаске…
Но в мыслях и мечтах своих он всегда возвращался в родные степи, в родной город Отрар.
Величие и красота Отрара затмевали славу многих городов того времени. Не случайно в арабских источниках его величают «Фараба» — то есть красивый, щедрый и зеленый. Город находился на пересечении дорог Великого Шелкового пути. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка, затем для распространения культурных растений — винограда, персика, дыни, перца… Наряду с золотом, шелк в то время был международной валютой — им одаривали царей, послов, выплачивали жалованье.
Абу Насыр ибн-Мухамед аль-Фараби родился в 257 году хиджры по мусульманскому летоисчислению или в 870 году от рождества Христова, в селении Висидже в юрте кипчакского воина, охранявшего подступы к городу Отрар.
Когда отца Абу Насыра назначили военачальником, семья переехала жить в Отрар. Мальчик был восхищен величием и красотой города. В Отраре было множество красивейших дворцов, мечетей, медресе и мавзолеев. Здесь находилась известная всему миру Отрарская библиотека, в которой хранились первые тяжелые книги — труды Аристотеля, Платона, Ар-рази и других.
Осенью отец отвел Абу в мектеб, где мальчики заучивали Коран. Суры сменялись одна за другой: «Трапеза», «Преграды», «Добыча» и т. д. Абу пересказывал все стихи, не пропустив ни строчки. Учитель был потрясен и сказал: «В таком юном возрасте ты выучил всю книгу. Что я сам знал, ты все выучил. Я тебе ничем больше помочь не смогу. Тебе сюда не стоит приходить».
Жажда знаний привела юношу в медресе, где учились несколько лет. После окончания медресе он мог стать муллой, законоведом или богословом. Но Абу Насыра интересовали естественные и гуманитарные науки. И здесь ему на помощь пришли ученые — мудрецы. Особенно любил слушать он рассказы о планетах, звездах и небесных светилах.
Очень рано познавший грамоту, юноша часто посещал библиотеку, где находились бесчисленные сундуки с книгами. В одной комнате были книги только по математике, во второй — о путешествиях, в третьей — о небесных светилах, в четвертой — по истории.
После смерти отца в неравном бою, Абу Насыр по традиции занял его место. Но настоящим воином так и не стал. Книги все сильнее притягивали его своей мудростью и таинственными реалиями.
Однажды, проходя мимо караван-сарая, аль-Фараби услышал чарующие, нежные мелодии — это звучали персидские и туркменские музыкальные инструменты. Он приостановился. Красота и богатство звучания инструментов вдохновили его, он увлекся музыкой. Стал тайком мастерить себе музыкальный инструмент. Вскоре домбра была готова. Научившись виртуозно играть, он вызывал восторг и поклонение у своих слушателей исполнением кюев.
Сегодня Абу Насыр был печален, была годовщины смерти отца. Взяв домбру, он начал играть. Это была мелодия Коркыт-аты «Елим-ай». Вначале домбра звучала, как стремительный бег Тулпара, затем в музыке наачали проскальзывать звуки соловьиных трелей и заканчивался кюй звуками, напоминающими плач осиротевшего верблюжонка.
Отрарская библиотека являлась своеобразным центром научной мысли. Сюда приезжали ученые из Абиверда, Суяба, Дженда и даже из далеких Нисы, Гурганджа, Герата. Один раз в год правитель Отрара созывал Ученый Совет, где мог выступить любой желающий с научным сообщением или докладом.. На одном из таких Советов выступил Абу Насыр аль-Фараби с сообщением «Научные взгляды Аристотеля». Он говорил о том, что Земля и все небесные тела имеют форму шара, что Земля не является центром Вселенной, как пишет Аристотель, а вращается вокруг Солнца, как считает Аристарх Самосский. За такие смелые суждения имам Отрарской мечети изгнал аль-Фараби из города и предрек ему тяжелую судьбу. Абу Насыр ушел с караваном, направлявшимся в Бухару, вместе с бродячими музыкантами и дервишами в ветхих плащах.
Всю дорогу из Отрара до Бухары аль-Фараби предавался размышлениям об истине жизни: он слушал унылые песни скитальцев, откровения купцов и захватывающие рассказы погонщиков о необыкновенных приключениях, пережитых ими в пути. Через неделю впереди замаячили силуэты города. Переправившись через реку Зеравшан, караван подошел к воротам и, заплатив въездной налог, путники вошли в Бухару.
Аль-Фараби остановился у богатого торговца, продающего китайский шелк, фарфор и пряности. Узнав, что его постоялец ученый человек, хозяин попросил обучать грамоте и арифметике своих сыновей, а за это разрешил жить без оплаты. Аль-Фараби это устраивало и он остался в доме торговца.
Здесь, в Бухаре, аль-Фараби начал писать давно задуманный трактат «О взглядах жителей добродетельного города». «Природа предоставила людям большие возможности, — писал он, — человек может обрести то совершенство, для которого предназначен по своей природе, совершенства люди, живя в обществе, могут достичь только с помощью науки и образования. Только образованные члены общества смогут построить цивилизованное государство», — закончил свою мысль ученый кипчак. Одновременно он писал трактат «О музыке», разработал музыкальную теорию, создав науку о музыке.
Интересно, что в своей работе «Математические трактаты» он к математическим наукам относил не только арифметику, геометрию, оптику, но также и науку о звездах, музыку, науку о тяжестях и науку об искусных приемах.
Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908—932) и приступил к изучению различных отраслей науки и языков, он изучал медицину, логику и греческий язык.
Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта.
Вскоре Фараби стал известным ученым. В 941 году он перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске он завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Очевидно, что в первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. В литературе существуют рассказы, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя — халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамданида (943—967), который покровительствовал передовым людям своего времени, в частности поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал-Вава и другим. Впрочем, придворным ученым аль-Фараби не стал. В 949—950 годы Абу Насыр побывал в Египте. В книге «Гражданская политика» он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены).
Существуют две версии смерти аль-Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Согласно второй версии — он был убит грабителями при поездке в Аскалан.
Упоминаются ученики Фараби — Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80 и 130. Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно — это Аллах. Середина — это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец — достижение подлинного счастья.