Казахстанские аналитики отмечают в стране рост активности религиозных течений, наиболее серьезным идеологическим вызовом духовному единству мусульман Казахстана стало распространение салафизма, сообщает ИА Zakon.kz
Как отмечает научный сотрудник отдела исследования ислама НИАЦ АДР РК М.Сакенова, салафиты считают необходимым понимание всех вероучительных аспектов религии в точном соответствии с традицией сподвижников (сахабов) пророка и последующим за ними поколением – табиунов и табаат-табиунов.
Современный салафизм, по ее словам, состоит из ряда течений, наиболее распространенные это такфиризм и мадхализм, которые имеют различную «генеалогию», т.е. не единые регионы происхождения, социальную природу и идейно-методологические основы. История зарождения и активного развития мадхализма связана с шейхом Рабиъ аль-Мадхали, профессором Мединского исламского университета, заявившим о необходимости подчинения королю при любых обстоятельствах. Мадхализм несмотря на свою политическую «умеренность», отказ от насилия и приверженность принципу повиновения правителю, несет угрозу казахской национальной идентичности, так как активно отрицает исторический путь и опыт мусульманства казахского народа. Для преодоления влияния мадхализма необходим ряд мер правового, идейно-пропагандистского и административно-политического характера.
Другое течение такфиризм берет свое название от движения «Ат-такфируаль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры»), созданное Саидом Кутбом и Мустафой Шукри, которое зародилось на базе радикального крыла партии «Ихвануль-муслимин» («Мусульманское братство», «Братья-мусульмане») и запрещено во многих мусульманских странах, а также в государствах Евросоюза. В их учении, которое они расценивают как единственно правильную трактовку ислама, присутствует особое положение о «неверных» (такфир – обвинение в вероотступничестве и неверии). Такфириты узко понимают «джихад», интерпретируя его, как вооруженную борьбу за веру, то есть признают, прежде всего, «джихад меча». Они считают, что восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилийя. В настоящее время институт «джихада» как политический лозунг и военно-политическая практика широко используется исламскими экстремистскими организациями.
Распространение идей салафизма в Казахстане беспокоит не только многих ученых, политических деятелей, но и общество в целом. Особо актуальным является социальная и психологическая составляющие данного течения, его воздействие на сознание человека. Для осуществления своих целей они призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры молодых людей, занимаются распространением соответствующей литературы на казахском и русском языке, готовят кадры под руководством арабских миссионеров и проповедников из-за границы. Свою деятельность салафиты развернули во всех областях государства, особенно в отдаленных местностях.
Как отмечает эксперт, наиболее уязвимые слои населения, подверженные данной идеологии– это молодежь. Радикально настроенная молодежь снабжена всей необходимой литературой, им доступны все информационные каналы, их учителя благополучно получают образование в Египте, Саудовской Аравии, Пакистане. Именно среди молодежи все чаще затрагиваются сложные вопросы исламского права и исламского вероубеждения, в том числе обсуждение вопроса о произнесении «аминь» вслух или про себя, вопрос о поднятии рук перед и после руку, празднование Мавлида, и т.п. «Сегодня салафитами, в том числе экстремистским течением такфиритов, используется всем известный интернет. Всемирная паутина вам не только растолкует истины религии, но и расскажет о том, как вести «джихад». После чего молодые люди просто уходят из домов, бросая родителей и семьи, для того чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании. Позже через месяцы, а то и года, родители внезапно узнают, что пропавший ребенок — на учебе, только это не привычные для нас университеты, а «спецкурсы» по тому, как «бороться» с «неверными», — сетует Сакенова.
Она также считает, что идеи такфиритов нашей стране находят благодатную почву среди заключенных. Замкнутое пространство для людей, лишенных свободы, нагнетает обстановку и они теряют способность к самоанализу и утрачивают контроль. Наиболее опасны для общества лица, осужденные за экстремистскую и террористическую деятельность, поддерживающие связи с радикальными единомышленниками на свободе. «На наш взгляд, это требует серьезного внимания и исследования. Рассматриваемая тема является одной из сложнейших для исследования, соответственно, в подходах к этим вопросам мы должны быть крайне осторожными. Анализировать происходящие современные процессы следует в комплексе, в их взаимодействии и взаимообусловленности, с учетом исторического опыта конкретной действительности. Необходимы комплексные работы с позиций теологии, психологии, права и др. Расширить цикл документальных фильмов отечественного производства по противодействию религиозному экстремизму и деструктивным культам, с учетом позитивного опыта показа фильмов «Слепая вера», «Западня», «Қатерлі жиһадизм». Важно учитывать социальную рекламу, раскрывающую истинно духовно-нравственные ценности ислама с учетом традиций и культурных норм Казахстана. Эксперты должны разработать информационно-образовательные видео материалы раскрывающие деятельность деструктивных культов»,- отметила эксперт.
Известно, что нетрадиционные религии предлагают совершенно новую идентичность. Это связано с тем, что можно быть кем угодно и где угодно, в любом случае новая идентичность даст чувство принадлежности, нравственное превосходство, «чистоту веры». Популярность среди казахстанской молодежи, в частности, салафизма во многом объясняется этим. В отличие от других нетрадиционных конфессий, салафитский такфиризм предлагает радикальную идеологию, которая привлекает именно по социальным и политическим причинам, прежде всего неблагополучную часть нашей молодежи.
Активизация религиозного фундаментализма и экстремизма представляет собой реакцию на глобализацию. Следует понимать, что эти явления являются не только угрозой национальной безопасности Казахстана, но имеют и международный характер. Государство, гражданское общество, активные социальные группы. по мнению Сакеновой, должны быть заинтересованы в минимизации негативного воздействия различных нетрадиционных религиозных течений.
Источник — zakon.kz