Можно с уверенностью сказать, что казахская национальная борьба в последние годы переживает свое второе рождение. Одним из мощных факторов способствующих развитию этого вида единоборств в обществе связанно с появлением в 2010 году турнира «Казахстан барысы». Буквально за пять лет это спортивное состязание значительно расширило свою географию, и переросло из рамок РК сначала в «Евразия барысы», а затем и в «Алем барысы».
Древнее искусство кочевых воинов пришлось по духу многим жителям на планете. Многочасовые телевизионные трансляции казахстанского национального ТВ, а так же российского телеканала «Боец» и турецкого «AVAZ» приковывает внимание огромной аудитории. К слову, национальная борьба — Қазақ күресі не уступает по зрелищности и накалу страстей на ковре таким олимпийским видам спорта как греко-римская борьба, дзюдо, самбо и другим.
Особо стоит отметить, что казахскую национальную борьбу в мире уже узнают, и поступательными движениями вперед она набирает популярность. Сейчас в нескольких странах действуют спортивные секции обучающие единоборству воинов Великой степи. По словам президента федерации Қазақ күресі Армана Шураева все спортсмены, занимающиеся казахским национальным видом борьбы, пропагандируют этот вид искусства под брендом Қазақ күресі. Однако, в мире спортивных единоборств не распространена практика, когда в виде спорта присутствует название одного определенного этноса.
— Сейчас идут обсуждения, о том, стоит ли делать ребрейдинг Қазақ күресі. Потому что в этом есть определенный этический момент, и чтобы его обойти, мы думаем, что, наверное, для распространения нашей национальной борьбы по всему миру нужно другое название. Если борьба будет называться не Қазақ күресі , а например Белдесу, от этого суть и само первородство не пострадает, — считает Арман Шураев.
Практически у каждого этноса, населяющего Евразийский континент, есть свой вид борьбы. Татарский – белбеу курес, узбекский – кураш, киргизский – алыш, все они имеют одни тюркские корни. В процессе эволюции общества, борьба как вид единоборства приобрела незначительные национальные особенности.
Существует мнение, что в вопросах самоидентификации нации многое можно транслировать через спорт. Он имеет свойство объединять народ и заставлять сопереживать за своего участника, пробуждая патриотические чувства. Это особенно ярко проявляется, когда на масштабных соревнованиях подавляющее большинство людей переживают за выступающего представителя своего государства вне зависимости от его этнической принадлежности.
Сейчас проделывается огромный объем работы для популяризации Қазақ күресі. Возможно, что в скором будущем этот вид единоборств войдет в программу азиатских игр, с дальнейшими взглядами на включения в Олимпиаду.
Наше государство активно помогает в развитии этого национального вида единоборств. Но, по мнению Армана Шураева, для массовой популяризации Қазақ күресі в РК, можно применить зарубежный опыт тех стран, где внедрение национальных видов единоборств проходит через школьную программу. К примеру, корейские школьники обучаются таеквандо, японские учащиеся в качестве спортивного предмета познают дзюдо.
Қазақ күресі малобюджетный вид спорта, который не требует огромных капиталовложений. К слову, экипировать одного спортсмена стоит всего несколько тысяч тенге. К тому же сейчас нет особых проблем с тренерскими кадрами. Федерация национального вида спорта стремиться к тому, чтобы Қазақ күресі стала полноценным ремеслом, как это было в ханские времена. В канун празднования 550-летнего юбилея Казахского ханства актуально затронуть тему развития национального спорта. В те времена, властители Великой степи были настоящими меценатами борцовских турниров. И тогда считалось за честь в каждом роду и ауле иметь достойного батыра-балуана, который бы отстаивал интересы родичей на спортивной арене и в бою.