В последнее время средства массовой информации самых разных стран мира уделяют повышенное внимание к развивающимся экономикам, среди которых нередко фигурирует и Казахстан. Некоторые зарубежные экономисты и эксперты считают нашу страну сумевшей найти оптимальный путь от советской республики к самостоятельному государству с динамично развивающейся экономикой.
При этом нередки упоминания о том, что казахстанские политики и чиновники часто делают амбициозные заявления о будущем своей страны. В частности, не прошли мимо ушей мирового сообщества слова президента Нурсултана Назарбаева о вхождении Казахстана в тридцатку наиболее развитых государств мира. Или заявление председателя Национального банка Кайрата Келимбетова о том, что Казахстан — это новый Сингапур в Центральной Азии. И, что опыт развития нашей страны принимается как важный для внедрения у себя многими развивающимися государствами.
Аналитики определяют семь основных моментов, которые заслужили внимание у экспертных кругов самых разных стран.
Момент первый.
Казахстан — это страна с сырьевой экономикой, главный акцент в которой был сделан именно на развитие этого преимущества. В прошлом году у нас было добыто в 2,4 раза больше цветных металлов, в три раза больше газа, в 3,3 раза больше нефти и в 15 раз больше урана, чем в 1990-м. При этом, по мнению экспертов, в экономических кругах Казахстана есть понимание того, что ключом к успеху является интеграция в международные бизнес-проекты, вследствие чего Астаной уделяется большое внимание привлечению зарубежных инвесторов. Сейчас частные компании с международным участием обеспечивают 60,2 процентов добычи казахстанской нефти и 53,2 процентов урана. Объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2015 года составил 141,6 миллиардов долларов, или 63 процента ВВП.
Момент второй.
С самого начала реформ казахстанские власти определили стратегию развития страны — не только количественные, но и качественные показатели. Казахстанские власти пришли к выводу, что стране нужно подниматься вверх в глобальных индексах, повышать качество и транспарентность государственного управления, упрощать механизмы принятия и исполнения решений, развивать проектный принцип управления и ориентироваться на результат, а не на процесс. В итоге в прошлом году Казахстан занял 50-е место в глобальном индексе конкурентоспособности. Правительство страны ориентировано не на освоение средств, а на достижение результатов. В 2013–2014 годах в Казахстане построено 3 300 километров автомобильных и 1 400 километров железных дорог.
Момент третий.
Казахстан сделал ставку на единственно возможный поступательный путь: сначала развивать сырьевой сектор, затем проводить современную индустриализацию с плавным переходом к инновационной экономике. Правительством страны поставлена цель: к 2025 году довести объем инвестиций с 19 до 30 процентов ВВП, а долю несырьевого экспорта — до 70 процентов. Основным проводником этих перемен названы не государственные монополии, а малый и средний бизнес, доля которого в экономике должна составить не менее 50 процентов. Фундаментом для создания современной хозяйственной базы выступают пятилетние планы инфраструктурного развития. Казахстан ориентируется на модель индустриализации, принятую в свое время в Юго-Восточной Азии. При этом намерен реализовывать ее, опираясь на местные, а не импортируемые природные ресурсы. Плюс ко всему задачей ставится привлечение не менее 10 крупных транснациональных корпораций в ближайшие пять лет для наращивания выпуска промышленной продукции.
Момент четвертый.
Казахстан пока еще не строит «экономику знаний» в том виде, в каком она существует на Западе, но правительство совершенно правильно расставляет акценты в сфере образования и науки. В «Стратегии-2050» говорится о том, что Казахстану более всего необходимы трансферт передовых технологий и обучение специалистов. Также отмечается гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования. Кроме того, идет процесс активного внедрения международных образовательных и профессиональных стандартов, позволяющих применять новейшие строительные материалы и технологии.
Момент пятый.
Правительство Казахстана, основываясь на международном опыте, реализовало принципы организации финансов, являющиеся наиболее оптимальными для сырьевой экономики: если бюджет базируется на доходах от экспорта первичных товаров, то налоговый пресс на экономику вполне может быть ослаблен. В настоящее время налог на прибыль в Казахстане составляет 15 процентов, НДС – 12 процентов, НДФЛ – 10 процентов, страховые платежи – 15 процентов. Совокупная налоговая нагрузка в прошлом году снизилась до 27,6 процентов ВВП. При этом внимание Казахстана к иностранным инвесторам остается крайне высоким: Национальный банк назначен ответственным за создание в Астане международного финансового центра, формируемого по примеру того, что сегодня функционирует в Дубае — с независимой администрацией, судебными органами, действующими на принципах британского права. В Астане понимают, что привлечение инвесторов зависит от того, как будут гарантированы их финансовые интересы.
Момент шестой.
Казахстан следует курсу осторожного сотрудничества с целым рядом более крупных игроков, чем он сам. Он входит в Таможенный союз с Россией и Беларусью, но вот уже год как позволяет въезжать на свою территорию без виз гражданам 20 стран, являющихся крупнейшими инвесторами. В этом году страна вступает в ВТО, в следующем — намечено подписание нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
Момент седьмой.
Казахстан готов эффективно использовать свои логистические возможности. Строит автомобильную трассу от Достыка к Актау и железнодорожную линию Жезказган — Бейнеу. Согласно планам правительства, пропускная способность станций Достык и Алтынколь к 2020 году будет увеличена почти вдвое — с 22,7 миллионов до 45 миллионов тонн, а порта Актау — доведена как минимум до 22 миллионов тонн. Обсуждается фантастический проект моста через Каспий, объединяющего автомобильную и железную дороги. Управлять этими транспортными артериями будет Dubai Port World — самый диверсифицированный логистический оператор в мире, в активе которого 60 действующих и 11 строящихся портов и терминалов в 31 стране.
При этом в экспертных мнениях нет однозначного ответа, станет ли Казахстан вторым Сигапуром — слишком уж различны экономика, история и геополитическое положение этих двух государств. Однако существует точка зрения, что наша страна — это пример нового молодого государства, которое предлагает другим странам, появившимся на мировой арене 20-30 лет назад, крайне интересную парадигму развития, основанную на сбалансированном развитии всех отраслей национальной экономики, на гарантировании своей безопасности через заинтересованное сотрудничество с самыми различными центрами силы, на интеграции в глобальную экономику и принятии ее норм.