Транзитный потенциал Казахстана начинает раскрываться в полной мере, показывая устойчивую тенденцию роста. За семь месяцев текущего года через территорию нашей страны проследовало более 230 поездов. Основная их часть – это контейнерные составы, следующие по маршруту Китай – Европа – Китай.
В наше непростое и прагматическое время, когда каждая страна строит свои отношения с другими государствами на основе выгодности и прибыльности внешних связей, участие Казахстана в таких организациях, как ШОС и ЕАЭС дает вполне осязаемые результаты. Установленные экономические отношения, базирующиеся на взаимной выгоде и взаимном уважении, стремлении строить международную транспортную деятельность с учетом интересов каждого из партнеров, являются главным фактором в наращивании объемов грузовых перевозок по всему Евразийскому континенту.
Строительство Евразийского трансконтинентального коридора гармонично вписывается в мощный инфраструктурный контур ШОС. Во-первых, это необходимо для развития национальных экономик, для создания новых точек роста и дополнительных возможностей для граждан наших государств. А, во-вторых, это позволяет реализовать колоссальный транзитный потенциал Казахстана, укрепляет его роль в качестве связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Стоит отметить, что тут же наличествуют неплохие перспективы для развития международных авиа- и автомобильных перевозок.
В этой связи следует вспомнить, что на полезность и перспективность прокладки магистралей, связывающих побережья Тихого и Атлантического океанов, без малого двадцать лет назад обратили внимание в Европе. Прагматичные европейцы быстро оценили важность этого проекта и еще в 1997 году Европейский союз обязался выделить первый на разработку и создание проекта транспортного коридора грант в размере 15 миллионов евро.
В то время экономисты и инженеры целого ряда европейских и азиатских стран, сверив часы, пришли к выводу, что длина, к примеру, автомобильного пути, который должен будет связать Китай с Европой, составит 8 445 километров, из которых 2 233 километров приходятся на территорию Российской Федерации, 2 787 километров – на территорию Республики Казахстан и 3 425 километров пройдут по земле Китая. А после презентации технико-экономического обоснования проекта в прокладку автомагистрали направили свои инвестиции такие известные и уважаемые финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (2,125 миллиарда долларов), Азиатский банк развития (700 миллионов долларов), Исламский банк развития (398 миллионов долларов) и Европейский банк реконструкции и развития (180 миллионов долларов). Проект также официально поддержали Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Согласно проекту, маршрут выглядит следующим образом: Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган. В дальнейшем он будет продолжен через Беларусь, Польшу, Германию и Францию вплоть до Лиссабона.
В центре всех путей
На буклетах и проспектах трансконтинентального коридора, который пройдет через 28 стран мира от Атлантики до берегов Тихого океана, особое место занимает маленькое казахстанское село Хоргос, что на границе Казахстана и Китая, вблизи которого возводится свободная экономическая зона «Хоргос-Восточные Ворота», которая станет крупнейшим в мире сухим портом, содержащим в себе множество хабов и терминалов. В них будет концентрироваться большая часть товаров народного потребления из Китая, предназначенная для отправки в Европу. А также европейская продукция, предназначенная для отправки в Китай и другие страны азиатского континента.
Уже в ближайшем будущем большая часть грузов из европейской части земного шара в азиатскую и обратно, которая сейчас перевозится преимущественно морем, будет перенаправлена на железнодорожную и автомобильную магистрали. Объем этих грузоперевозок в финансовом отношении оценивается в 700 миллиардов долларов ежегодно. Сроки доставки, по сравнению с судоходными маршрутами, сократятся в 3,5 раза. Так, доставка товаров из Китая в Европу морским путем занимает 45 суток, по железной дороге (Транссиб) — 15 дней, а по новой железной дороге через Хоргос — всего 10 суток. И это уже возымело практическое применение.
«За семь месяцев текущего года сообщением Китай — Европа — Китай по территории Казахстана было пропущено 234 поезда, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам года ожидается рост количества организованных контейнерных поездов до 510 единиц, или более 40 тысяч контейнеров, что почти в 40 раз превосходит уровень 2011 года», — сообщается на официальном сайте АО «Казакстан Темир Жолы» (КТЖ).
Согласно предоставленной информации, рост показателей контейнерных перевозок обусловлен в первую очередь переориентированностью грузопотока с морских перевозок на железнодорожный транспорт. Поезда из Китая в Европу через территорию Казахстана регулярно курсируют в обоих направлениях с 2011 года. Пропуск осуществляется строго по графику движения поездов со сроком доставки по принципу «от двери до двери».
Во всех направлениях
И это еще не все. Поскольку национальный железнодорожный перевозчик ведет активную работу по реализации транзитно-транспортного потенциала страны по еще двум основным векторам: ТРАСЕКА (Китай — Турция, страны Кавказа); Север — Юг (Китай, Россия — Индия, страны Персидского залива).
Уже в июле этого года по транспортному коридору ТРАСЕКА был организован пропуск первого контейнерного поезда по маршруту Шихэцзы (Китай) — Достык — порт Актау (Казахстан) — Кишлы (Азербайджан). Этим была продемонстрирована возможность доставки грузов из Китая в государства Кавказа, Европы, а также Турцию в кратчайшие сроки.
Немалое экономическое значение имеет и транспортный коридор Север – Юг, проложенный из России через Казахстан, Туркменистан в Иран и дальше в государства Персидского залива.
Стоит отметить, что с каждым годом растет количество заявок из стран Центральной Азии на перевозку грузов в европейские страны. По подсчетам специалистов, только товарооборот этих стран через трансконтинентальную магистраль, благодаря запасам нефти и газа, золота и угля, поставкам хлопка и шерсти, составит в ближайшие годы сумму в 27 миллиардов долларов. Увеличению интенсивности грузопотока на Евразийский транспортный коридор способствовало открытие в 2001 году паромного моста в порту Актау. Каспийская железнодорожно-паромная линия из Актау через Баку, Закавказье и Черное море вывела на трансконтинентальную магистраль Казахстан и, вслед за ним, Китай и Южную Корею.