Казахстан приступает к выпуску железнодорожных рельсов. Теперь этот важнейший элемент железнодорожной инфраструктуры не нужно будет покупать за рубежом. Наоборот, можно будет продавать на экспорт. Ну, и новое производство – очередной шаг антикризисной программы к росту национального ВВП.
Слово «кризис» с некоторых пор стало некой страшилкой для народа. Перманентно пребывая в его ожидании, люди постепенно затариваются продуктами первой необходимости с длительным сроком хранения, покупают по возможности иностранную валюту, пряча их в чулки и матрасы, словом, готовятся к лихим временам в соответствии с собственной антикризисной программой, которая в каждой семье своя.
Интересно, что сущность любого общества такова, что большая его часть склонна думать о том, что «все пропало и мы все умрем», нежели выискивать из истории примеры того, как самые жестокие кризисы напротив давали ощутимые импульсы к экономическому росту.
Простой пример из нашей жизни: как только цены на энергоносители возымели тенденцию к длительному снижению, в стране всерьез заговорили об индустриализации. И не просто заговорили, но и стали реально индустриализироваться, взялись за сельское хозяйство. И кто знает, какими темпами выполнялась бы эта государственная программа, если бы цена за бочку «черного золота» не спикировала вниз?
И вот буквально вчера глава государства в беседе с премьер-министром вновь заговорил о кризисе. И не просто заговорил, а дал понять, что нынешний будет куда серьезнее предыдущего, дав поручение правительству по принятию дополнительных антикризисных мер.
Если мы правильно интерпретируем слова казахстанского руководства, то грядет мобилизация народа. Выражаться она будет в том, что граждане станут осознавать и подтверждать свое понимание на практике, что настоящая жизнь — это не сидение в конторах и не топтание в охранных фирмах, а труд на заводах и стройках, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах.
Экономических моделей на вооружении у казахстанских властей в такой реальности будет не так много, а вернее сказать всего две или три. Во-первых, это программа индустриализации, предусматривающая резкий крен государства в сторону социальности и справедливости. Во-вторых, это модель Ялмара Шахта, который возглавлял промышленную революцию в Германии в 30-х годах прошлого века. В-третьих, усовершенствованная «белорусская модель», масштабированная на всю казахстанскую территорию и подкрепленная наличием собственных природных ресурсов.
Четвертый шаг — кадровая революция. Здесь никаких таких пояснений не требуется, ибо трудно себе представить фанатиков-монетаристов, свято верующих в «чудодейственную руку свободного рынка», в роли строителей заводов и дорог, а также в роли восстановителей села. Да и всему народу необходимо моральное протрезвление и мощная встряска, которые бы заставили миллионы людей снова поверить в свои силы и возжелать высоких общественных целей и идеалов.
Еще один шаг – подавление коррупции. Куда ж без этого?
Будем работать – будем жить
Некоторые экономисты прогнозируют, что после второго удара финансового кризиса казахстанская промышленность может выпасть за пределы рентабельности, и правительство будет вынужденно национализировать убыточную экономику, чтобы превратить ее в рентабельную. Якобы лишь таким способом можно будет обеспечить ей гарантированный сбыт хотя бы на внутреннем рынке.
Как говорится, война план покажет. О чем говорят там, в высоких кабинетах, доподлинно и на сто процентов известно лишь их обитателям. А мы лишь можем наблюдать за развитием ситуации и делать собственные выводы.
А они на сегодняшний день таковы, что антикризисная программа в стране работает. Может быть не так быстро и эффективно, как многим хотелось бы. Но это в любом случае лучше, чем она не работала бы вообще. Заводы, вопреки пессимистическим лозунгам, в стране строятся. Рабочие места создаются. Работающие на них люди получают зарплату.
Вот, к примеру, на прошлой неделе Актюбинский рельсобалочный завод (АРБЗ) выдал свой первый прокат собственной рельсовой продукции. Скажем сразу, что это предприятие является уникальным, поскольку не имеет аналогов на всем постсоветском пространстве. И построено оно по поручению Главы государства, который в декабре прошлого года в ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация Казахстана: результаты 2014 года и первой пятилетки» лично дал старт запуску первой технологической очереди рельсобалочного производства.
Строительство завода и процесс запуска производственной линии были осуществлены в короткие сроки. И вот сегодня предприятие приступило к выпуску готовой продукции.
В торжественном мероприятии по случаю начала прокатки рельсов приняли участие и выступили президент АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин, глава компании-партнера «Siemens S.p.a.» Джузеппе Феррарио, министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев, министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Аргынбек Малабаев, председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов и, как говорилось в былых протоколах, прочие официальные лица. Кроме них присутствовали депутаты Парламента, руководители железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии, представители предприятий, производящих железнодорожную продукцию.
По словам президента АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскара Мамина, по поручению Главы государства в рамках программы индустриализации за короткие сроки в Казахстане удалось создать такую новую отрасль, как железнодорожное машиностроение. Выпуск первой отечественной рельсовой продукции, отметил господин Мамин, является знаменательным событием в истории индустриального развития Казахстана.
Новые заводы по производству грузовых и пассажирских тепловозов, электровозов, вагонов, крупного вагонного литья, технических средств инфраструктуры были построены в партнерстве с такими мировыми лидерами, как General Electric, Alstom, Talgo, Siemens. И здесь стоит остановиться на том, что, опять же, во времена кризисов мировые промышленные гиганты ищут места наиболее, по их мнению, выгодного вложения средств. И перечисленные компании, судя по всему, таким местом посчитали Казахстан.
Проектная мощность построенного завода, по словам специалистов, составляет 430 тысяч тонн металлопродукции в год. Это в своей основе так называемые термоупрочненные рельсы марки Р65 длиной 120 метров, предназначенные для высокоскоростных магистралей. Также здесь будут производить 230 тысяч тонн проката — балки, уголки, швеллеры. Это позволит удовлетворить потребность Казахстана и соседних стран в рельсобалочной продукции.
В ходе «круглого стола», состоявшегося в день открытия производства, обсуждались вопросы дальнейшего развития железнодорожного машиностроения в Казахстане и перспективах международного сотрудничества. Ну и, разумеется, состоялись презентации казахстанских заводов — производителей железнодорожной продукции, таких как «Тулпар Тальго», «Электровозосборочный завод» (ЭКЗ), «Локомотивосборочный завод» (ЛКЗ) и экспортных инструментов поддержки АО «Банк Развития Казахстана».
Разговор между производителями железнодорожной продукции всего евразийского региона и представителями крупнейших банков, как говорят присутствовавшие на «круглом столе», состоялся конструктивный.
Участники мероприятия ознакомились с Программой поддержки казахстанского экспорта, реализуемой Банком Развития Казахстана. Как пояснил его председатель правления господин Жамишев, банк принял участие в софинансировании строительства АРБЗ, и теперь готов предоставить финансовую помощь для расширения поставок продукции завода зарубежным потребителям.
По словам председателя правления АО «Сбербанк» господина Камалова, этот финансовый институт активно поддерживает инфраструктурные проекты АО «НК «КТЖ», которые позволяют стимулировать товарооборот и, соответственно, имеют особое значение с точки зрения дальнейшего развития экономики страны». Строительство рельсобалочного завода является отличным примером государственно-частного партнерства — механизма по финансированию масштабных инфраструктурных проектов, считает господин Камалов.
В завершении мероприятия были подписаны меморандумы о сотрудничестве на поставку готовой продукции между АРБЗ и железнодорожными администрациями Азербайджана, Беларуси, Грузии, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Вот, собственно, один из шагов антикризисной программы индустриализации страны. А впереди их еще немало.