[:ru]
Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития предполагает выпуск собственных горюче-смазочных материалов, соответствующих мировым стандартам. В Казахстане сделан значительный шаг вперед в данном направлении.
Уборочная страда в Актюбинской области в этом году, по всей видимости, будет проходить на собственном дизельном топливе высокого качества. На местной промышленной установке акционерного общества «Конденсат» налажен выпуск экологически чистого дизельного топлива класса К-5, которое уже поступило в продажу через сеть автозаправочных станций региона.
Нефтеперерабатывающий завод «Конденсат» является первым и на данный момент единственным в Казахстане производителем бензина и дизельного топлива высокого класса, отвечающего международным стандартам. К сожалению, этим пока не могут похвастать ни в Атырау, ни в Павлодаре, ни в Шымкенте, где также функционируют нефтеперерабатывающие заводы. Однако в соответствии с имеющимися планами и задачами, данные предприятия уже в ближайшее время должны быть модернизированы под современные стандарты. Что также будет произведено в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Вопрос экологичности дизельного топлива является актуальным во всем мире на протяжении нескольких десятилетий. Известно, что при сгорании солярка выдает вредных выбросов на порядок больше, чем бензин, имеющий самое низкое октановое число. А потому мировые ученые еще несколько десятков лет назад задались вопросом получения экологически чистого дизельного топлива, при сгорании которого количество вредных выбросов в атмосферу не превышало бы количество аналогичных выбросов при сгорании бензина.
Процесс этот, как можно понять, не быстрый и весьма затратный. Лишь через тридцать лет, поле того, как мировое научное сообщество задалось этим вопросом, удалось добиться первых результатов. Сегодня во многих промышленно развитых государствах, благодаря созданию и внедрению новых технологий, налажен выпуск горюче-смазочных материалов, в частности, дизельного топлива, содержащего в своих выбросах минимум загрязняющих окружающую атмосферу веществ. И вот теперь определенные успехи в данном направлении имеются и у Казахстана.
В Актюбинской области в прошлом месяце было завершено строительство второй очереди малотоннажного завода по производству топлива для двигателей внутреннего сгорания. Само предприятие было введено в эксплуатацию два года назад. И уже на протяжении всего этого времени выпускает бензин. И вот теперь из недр завода пошла солярка, отвечающая всем требуемым стандартам экологичности.
План по реализации этого инновационного проекта входил в общегосударственную карту индустриализации страны. Строительство продолжалось на протяжении шести лет, в течение которых было немало трудностей. Два года назад, когда предприятие приступило к выпуску бензина, который также отвечает требованиям мировых экостандартов, перед инженерами встала очередная нелегкая задача, с которой они сегодня полностью справились. В этот период было завершено строительство установки вакуумной перегонки нефти, благодаря чему было запущено производства гудрона и газойля. И вот теперь пошла солярка.
Если взять во внимание всю горюче-смазочную продукцию, которую выпускает завод, то суммарное количество составляет порядка 850 тысяч тонн в год. Из них количество ежегодно выпускаемой солярки, по словам местных специалистов, составит 200 тысяч тонн в год. Этого вполне хватит для нужд области.
Руководители предприятия отмечают, что данный нефтеперерабатывающий завод работает по модернизированной технологической схеме, позволяющей получать как зимние, так и летние образцы дизельного топлива, соответствующего стандарту К-5. О том, что оно действительно соответствует данному стандарту, свидетельствует имеющийся специальный паспорт продукта. Официальное разрешение на его реализацию уже получено. И местные автозаправки уже им торгуют.
Однако, к сожалению, в работе завода имеются и некоторые проблемы. Одна из них заключатся в том, что предприятие испытывает затруднения в стабильных поставках сырья. По словам руководителей завода, сегодня в качестве сырья предлагается конденсат из Карачаганакского месторождения. Причем, по международной цене. Стоит ли говорить о том, что такая цена сырья делает производство бензина и дизельного топлива не только невыгодным, но и убыточным.
Однако этот вопрос, если верить имеющейся у нас информации, сегодня находится в стадии решения. В частности, этим вплотную занимается Министерство энергетики. Думается, что в ближайшее время данная проблема будет решена.
Алтынорда
[:]