АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости Казахстана

Айгерим Малеева. Почему всё больше казахстанских женщин не хотят замуж, и откуда столько разводов?

Свобода как осознанный выбор, а не бегство от любви

Разводы в Казахстане стали не исключением, а нормой. Молодые пары всё чаще расстаются, не прожив и нескольких лет в браке. И если раньше подобное воспринималось как социальное крушение, позор,  сегодня это скорее симптом — разрушения иллюзий, с которыми многие входили в отношения.

Мужчины и женщины в Казахстане социализировались в двух разных мирах. Девочек учили быть «хозяйками, женами, скромными и терпеливыми». Но с приходом интернета, образования, собственных денег и примеров других жизней — появилось новое женское сознание: осознанное, независимое и усталое от «службы». Мужчин, напротив, часто воспитывали в духе материнской гиперопеки — без бытовых навыков, без эмоциональной зрелости, но с ожиданием, что женщина «должна». Так, и ищут тридцатилетние боровы себе новую «мамочку». 

Скетч, который говорит о главном

В одном вирусном скетче казахстанская пара сидит за столом с заказанной едой. Муж говорит:

— Моя мама всегда сама готовила еду.

Жена отвечает:

— А мой папа содержал семью. А ты хочешь, чтобы я, отработав весь день, ещё и готовила тебе? И вообще, хватит приводить свою маму как пример. Давай, я начну приводить папу как пример. 

Этот диалог попал в точку. Он про нестыковку ожиданий. Молодые мужчины часто ищут в женщине маму и служанку, не осознавая, что женщина рядом с ними — самостоятельная личность, со своей карьерой,  мечтами, целями, желаниями, усталостью и правом на отдых.

Это и есть корень: в женщине ищут не партнёршу, а опекуншу. А она — не хочет.


Почему женщины больше не хотят «замуж», а хотят — жить

Экономическая реальность в Казахстане делает брак не спасением, а проблемой. Цены на жильё высоки, доходы низкие, поддержки от государства — минимум. Брак превращается не в опору, а в дополнительную нагрузку: нужно заботиться о доме, муже, иногда — свекрови, и всё это без ясных ролей и партнёрской поддержки. Большая часть забот выпадает на женские плечи. 

У многих женщин это вызывает внутренний протест: зачем мне всё это, если можно жить проще, легче и свободнее?

В этих условиях всё больше женщин выбирают альтернативные форматы жизни:


Гостевой брак

Когда пара не живёт вместе постоянно, но состоит в отношениях. Такой формат избавляет от быта, конфликтов на фоне бытовой несовместимости и даёт возможность каждому сохранять личное пространство.


Бостонский брак

Традиция, пришедшая из конца XIX века. Так называли совместную жизнь двух женщин — не как пары, а как эмоциональных союзниц и поддерживающих подруг. Это были образованные женщины, писательницы, преподавательницы, которые объединяли усилия, чтобы не зависеть от мужчин и вести достойную, стабильную жизнь, помогая друг другу  в бытовом плане. В современном Казахстане это также становится вариантом: две подруги снимают жильё, делят расходы, помогают друг другу и живут без давления брака и семьи.


Сампо-седа: когда отказываешься не от любви, а от давления

В Южной Корее молодое поколение женщин массово говорит «нет» не только браку, но и свиданиям, мужчинам,  и детям. Это движение называется сампо-седа — буквально «поколение отказа от трёх».

Почему?

Жёсткий патриархат, завышенные ожидания от женщин, нереалистичные требования к роли «идеальной жены», высокая стоимость жизни, выгорание, депрессия,  одиночество в браке и полное отсутствие эмоциональной отдачи.

Женщины поняли: если я всё равно всё делаю сама — так зачем мне этот союз?

Сампо — это не бегство от любви. Это отказ от сценария, в котором тебя не уважают.


Психология нового выбора

Современная казахстанская женщина не обязательно одиночка, феминистка или карьеристка. Она может быть влюблённой, заботливой, глубокой. Но она больше не хочет идти в союз, где её ценят только за труд и молчание.

Она хочет быть понятой, услышанной, свободной. Ей нужна поддержка, понимание, и чтобы ее  слушали.  А если общество и мужчины этого не предлагают — она выбирает жить сама с собой, или с теми, кто даёт поддержку, а не требование.


Заключение

Брак перестал быть необходимостью. Он стал опцией — не всегда выгодной. Особенно в условиях, где экономическое и психологическое давление делает из женщины не партнёршу, а обслуживающий персонал.

Многие женщины в Казахстане — образованные, умеющие зарабатывать, умеющие жить — выбирают свободу не от любви, а от давления. И в этом — взрослая, тихая сила.

Если вы почувствовали отклик в этом тексте и хотите поддержать моё творчество — буду признательна за любую помощь.

Каждая сумма — это не просто вклад в работу, а поддержка голоса, (идеи, идеологии)   который старается говорить честно и глубоко о том, что важно.

Спасибо за доверие и интерес.



каспи: 87085816808