АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости Казахстана

Алгоритмы и книжные полки: Казахстан делает ставку на «умные» школьные библиотеки

В век TikTok и цифровой фрагментации внимания, школьная библиотека остаётся не просто пережитком — а потенциальной точкой перезапуска образовательной среды. В Казахстане это, похоже, поняли, сообщает Altyn-orda.kz

Правительство Казахстана анонсировало амбициозную модернизацию 700 школьных библиотек к концу 2025 года. Это часть более масштабного проекта — переоснащения 1000 школ в сельской местности, малых городах и районных центрах, призванного сократить разрыв между городской и сельской системой образования.

На первый взгляд — косметическая инициатива. Но за новым линолеумом и эргономичными креслами скрывается попытка переопределить саму идею библиотеки в постбумажную эпоху.

Коворкинги, RFID и роботы

«Коворкинг» — термин, до недавнего времени далекий от сельских школ, — теперь становится частью образовательного словаря. В обновленных пространствах появятся зоны для командной работы, цифровые панели, автоматизированная система учёта книг и даже роботы-сканеры, уже работающие в двух десятках библиотек. Внедрение RFID-технологий позволит быстро находить книги и следить за перемещением фондов в режиме реального времени.

Министерство просвещения Казахстана говорит о превращении библиотеки из «архивного склада» в «центр знаний и общения». Фонды пополняются — с 2023 года закуплено более 1,6 млн новых экземпляров художественной литературы, что увеличило общий библиотечный запас до 141 млн книг по стране.

Из хранилища — в сообщество

Если реформа окажется успешной, школьные библиотеки могут стать тем редким примером пространства, где встречаются технологии и гуманитарная традиция. Обновления — это не только мебель и роботы, но и вложения в людей: более 1700 школьных библиотекарей уже прошли курсы повышения квалификации, и в 2025 году программа продолжится.

Но остаются открытые вопросы. Как будет обеспечена техническая поддержка нового оборудования в отдалённых селах? Успеют ли педагоги и библиотекари интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс, не сведя всё к показушной «модернизации»?

Цифровое равенство — или цифровая витрина?

Пока очевидно одно: Казахстан, как и многие развивающиеся страны, делает ставку на технологическое обновление инфраструктуры как способ сократить социально-образовательное неравенство. И школьная библиотека — в этой стратегии может оказаться символом не прошлого, а будущего.

Но, как и в любом трансформационном проекте, успех будет зависеть не от количества купленных сканеров, а от того, сможет ли библиотека снова стать местом, куда дети приходят не по расписанию — а по желанию.

Altyn-orda.kz