АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

АЛИХАН БУКЕЙХАН: НАЦИОНАЛИЗМ – ЭТО ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ НАЦИИ.

H9--ejkuDa4В 1905 году грянула первая русская революция. В конце года та же петербургская «Наша жизнь» констатировала, что политические взгляды А.Букейхана претерпели изменения, иначе говоря, он из увлеченного марксиста превращается в убежденного националиста.

Радикальная перемена в его политическом мировоззрении произошла после участия в работе сразу двух научных экспедиций под руководством Федора Щербины и Сергея Швецова в 1896–1901 и 1902 годах. Досконально изучив культуру, быт и форму хозяйства своего народа, а также самостоятельно исследовав историю принятия Казахскими ханствами подданства России, он увидел пагубность разделения своего народа на классы богатых и бедных или эксплуататоров и эксплуатируемых, по принадлежности к тому или иному роду, жузу или орде, на образованных или безграмотных. Он видел свой народ единой нацией с общей культурой, языком и религией. Пришел к убеждению, что казахи – талантливый народ, которому необходимо дать лишь современное образование и привить новые ценности, сохранив при этом самобытную культуру. Свой народ он сравнивал с человеком, находящимся «в детстве своего духовного развития».Еще в ранних статьях он писал, что «Казахская степь… не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью».Позднее, в 1910 году, в своем очерке «Казахи», изданном в С.-Петербурге, он написал, что видит «будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова». Но не по Марксу.

К началу же 1905 года он успел прославиться на весь Степной край, прежде всего перед колониальными властями, как бескомпромиссный борец за права и интересы своего народа. И к концу 1905 года в тайной переписке Омского жандармского управления с Департаментом полиции в С.-Петербурге А.Букейхан фигурировал как «главный руководитель, как оказывающий огромное влияние на всю казахскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого Управления Букейханов» или «известный пропагандист, бывший душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель религиозно-политического движения казахов» [в ориг. «киргиз»].
А.Букейхан стал националистом не внезапно, как может показаться на первый взгляд, а был таковым со студенческих лет и оставался им до конца жизни. Выдвигая национальную идею «Алаш», ее автор и лидер одноименного движения А.Н.Букейханисходил из убеждения, что национализм – это любовь к своей нации и забота о ней, что национализм казахов – это естественное осознание своей генетической, исторической и культурной принадлежности к своему народу и своей отчизне, родо-племенное чувство, скреплённое общностью происхождения, языка, истории, культуры, традиций и стабильной средой обитания конкретной личности и его предков. Он до конца своей жизни настойчиво и последовательно отстаивал священное право казахов, как коренной нации, быть хозяевами на собственной земле, земле предков.
Между тем понятие национализм в цивилизованном мире имеет исключительно положительную трактовку, как преданность своему народу, защита национального единства или независимости. К примеру, Американский политический словарь, выдержавший к 90-м годам прошлого столетия 9 изданий, гласит: «Национализм отождествляется с социальными и психологическими силами, которые зародились под действием уникальных культурных, исторических факторов, для того чтобы обеспечить единство, воодушевление в среде данного народа посредством культивирования чувства общей принадлежности к этим ценностям. Национализм объединяет народ, который обладает общими культурными, языковыми, расовыми, историческими или географическими чертами или опытом и который обеспечивает верность этой политической общности».

Ему вторит и Британская энциклопедия, где национализм рассматривается как «верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов».

И, наконец, согласно Японской энциклопедии – «национализм есть всеобщая приверженность и верность своей нации».

Идея казахского национализма «Алаш», выдвинутая Алиханом Букейханом, в своем проявлении не выходила за рамки вышеприведенного классического национализма. В то же время наблюдается, на первый взгляд, противоречивое действие казахского национального лидера. В частности, в октябре 1905 года Алихан Букейхан выступает одним из инициаторов организации омской городской и акмолинской областной группы Конституционно-демократической партии, с января 1906 года – партии «Народной свободы», и тут же избирается одним из руководителей этой группы. Более того в конце 1905 – начале 1906 года он успешно создает казахский филиал этой партии среди своих сородичей в Каркаралы и Семипалатинске. И избирается депутатом І Государственной Думы от казахской кадетской партии Семипалатинской области.

Партия возникла буквально между манифестами 23 апреля и 17 октября 1905 года, но за короткое время стала самой крупной и популярной в России и в ее колониальных окраинах оппозиционной силой. Программные цели и задачи кадетов в целом отвечали стремлениям и чаяниям казахов. Вот их краткая суть: «…а/ обезпеченiе законодательными нормами неприкосновенности личности, равенства всех граждан – безъ различия национальности, вероисповеданий, сословий и пола, и свобод»; б/ введение всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия пола, как в народном представительстве, так и в местном самоуправлении; в/ законодательное разрешение земельной реформы и г/ удовлетворение справедливых национальных требований».

Вступая в русскую политическую партию, лидер интеллигенции Алаш исходил из глубокого осознания того, что бороться против могущественной колониальной империи и добиться восстановления независимости путем вооруженного восстания при самодержавии невозможно. Ни фактически, ни теоретически. И вооруженная борьба, на его взгляд, не найдет массовой поддержки в народе, что ярко продемонстрировало поражение восстания хана Кенесары.

Единственный путь, который мог привести казахов к восстановлению национальной государственности, а затем и полной независимости, по убеждению лидера «Алаш», лежал через радикальное политическое реформирование самой колониальной империи, преобразовав ее из самодержавия в конституционное федеративное демократическое государство.

С этой целью Алихан Букейхан, по одним данным, после избрания в І Думу в 1906 году, по другим – в 1908 году вступает в русскую масонскую ложу «Полярная звезда», которая после переформатирования в 1910 году стала именоваться «Великий Восток народов России». Отец-основатель российского масонства начала ХХ века, профессор Максим Ковалевский стратегическую миссию новых вольных каменщиков выразил одной фразой. После возвращения в Россию из Парижской эмиграции в 1906 году, он заявил: «только масонство может победить самодержавие». И оно выполнило свою миссию в феврале 1917 года, добившись отречения Николая ІІ от престола и свержения самодержавия.

НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ НАРОДАМ ПРАВО ЖИТЬ НЕ ПО МАРКСУ, А ТАК, КАК ОНИ ЗАХОТЯТ!

Своей стратегической цели достиг и Алихан Букейхан, которому теперь предстояло решить следующую не менее сложную задачу – добиться от предстоящего Учредительного собрания предоставления казахам права на национальное самоуправление, под которым он подразумевал восстановление казахской государственности, сперва хотя бы в составе Российской федеративной республики. Для выхода из ЦК и рядов кадетской партии он «нашел» формальный повод, заявив на внеочередном съезде партии в июле 1917 года о возникновении «принципиальных» разногласий с ЦК, в частности – по вопросам передачи земли в собственность, отделения церкви от государства и, самое главное – предоставления казахам автономии. Гарантию же на автономию он успел получить от братьев-масонов, среди которых были и кадеты. Попрощавшись с кадетами, он немедленно приступил к созданию национальной партии «Алаш» с целью участия в выборах в Учредительное собрание и инициировал созыв І-го Всеказахского съезда, где было принято постановление о требовании предоставления казахскому народу автономии. В октябре же 1917 года он участвует в первом Общесибирском съезде, где от имени всего казахского народа заявил: «Здесь нам говорят о федерации и об автономии, мы же требуем себе самоопределения, предоставления нам права самим решить, как нам управляться и жить. Нельзя управлять страной из Петербурга… Нужно предоставить народам [право] жить не по Марксу, не по готовым формулам, а так, как они захотят».
Алихан Букейхан эти свои слова, помимо руководителей Сибирской автономии и Временного правительства России, адресовал и вождям большевиков, которые в тот момент пока еще отчаянно рвались к власти. Но вероятность захвата ими власти с каждым днем росла, а надежда на то, что Временное правительство во главе с Александром Керенским благополучно доведет бывшую империю до Учредительного собрания, таяла на глазах. Эта надежда стала еще призрачней после четвертого сентябрьского кризиса Временного правительства.

Подобная зыбкая политическая ситуация вынудила А. Букейхана, во-первых, уже в сентябре 1917 года приступить к созданию национальной армии под безобидным названием «народная милиция», во-вторых – заверить І Сибирский областной съезд в том, что казахская автономия временно присоединится к Сибирской. Это заявление лидера Алаш прозвучало за два месяца до созыва ІІ Всеказахского съезда и официального провозглашения Автономии Алаш-Орда. «Мы полагали, – писал он в своей статье «Жалпы Сібір сиезі», посвященной итогам этого съезда, –сперва нужно объединиться с Сибирью, чтобы безболезненно отделиться от мощного государства, а затем, укрепив свою государственность, отсоединиться и от нее».

АЛИХАН БУКЕЙХАН: «УЛЬЯНОВ-ЛЕНИН, КАК НИКОЛАЙ, СЧИТАЕТ НАРОД ЗА БЕЗСЛОВЕСНОЕ ЖИВОТНОЕ»

После вероломного захвата власти большевиками, 1 декабря 1917 года А. Букейхан, оставаясь комиссаром Временного правительства в Тургайской области и членом комитета по управлению Туркестанским краем, издал и распространил памятку, в которой обвинил вождя Советской власти Владимира Ульянова-Ленина в «самодержавии» и разоблачил черносотенную сущность новой власти. «Безответственность Правителей мы видели при царе Николае, – говорилось в памятке.–Большевистский председатель Ульянов-Ленин, как Николай, распоряжается самодержавно. Ульянов-Ленин, как Николай, считает народ за безсловесное животное».

«Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, – взывал далее лидер казахов Алихан Букейхан в документе, –большевики считают: 1) Ответственность перед народом Правителей, 2) Свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3) Всеобщее, прямое, тайное голосование, 4) Неприкосновенность граждан депутатов, 5) Власть народа буржуазным предрассудком!.. Большевики освободили из тюрьмы главу «Союза русского народа» Дубровина, черносотенца, слугу Николая, организатора убийства члена первой Государственной Думы М.Я.Герценштейна, павшего в борьбе за землю для народа».

В заключение автор памятки срывает с лица большевиков маску «революционера»: «Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, с лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца!»

Сам когда-то самозабвенно увлеченный идеями социализма, А.Н.Букейхан увидел между громкими декларациями о социализме и реальными делами Советской власти огромную пропасть. В очередном материале о текущей ситуации в России, опубликованном в номере журнала «Абай» от 19 июня 1918 года под заголовком «Қазіргі саяси хал» («Текущая политическая ситуация»), он обвинил большевиков в «извращении и предательстве идеи социализма».

В отличие от большевистской Советской власти, которая своих политических оппонентов арестовывала и расстреливала без суда и следствия, мало того, развязала против собственного народа кровавую гражданскую войну, противопоставив сына отцу, дочь матери, Народный совет Алаш-Орды во главе с А. Букейханом в августе 1918 года учредил специальный суд и следственную комиссию для разбора дел казахских большевиков. С первых дней своего существования.

ИДЕЯ «АЛАШ» УМРЕТ ВМЕСТЕ С ПОСЛЕДНИМ КАЗАХОМ

Позже, даже вынужденно признавая и присоединяясь к Советской власти во имя и ради сохранения казахского национального государства, Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» не отказались от национальной идеи. Больше того, в свидетельство своего отказа от вооруженной борьбы против Советской власти и принятия ее условий, он добровольно отказался от притязаний на верховную власть в своей казахской, но уже советской республике, о чем дал письменную клятву.

В то же время, смиренно согласившись на деятельность лишь в сфере образования и науки, Алихан Букейхан и его соратники вплоть до 30-х годов ХХ века продолжали благоприятно влиять на развитие казахской советской культуры, образования и науки. И эта выдающаяся интеллигенция «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом, по мнению ученых-казаховедов Общества изучения Средней Азии Оксфордского университета, до своего исчезновения в кровавых репрессиях 30-х годов, преследовала единственную цель – «придать казахской советской культуре отчетливо национальный характер».

После казни Алихана Букейхана 27 сентября 1937 года, в день вынесения смертного приговора, преступный режим СССР вплоть до своего краха в декабре 1991 года тщательно скрывал то место, где был похоронен легендарный сын и вождь казахских степей. Очевидно, Советская власть не была уверена, что навсегда похоронила национальную идею «Алаш» вместе с ее носителем – лидером казахского национализма Алиханом Букейханом. Место его вечного покоя оставалось тайной больше 10 лет даже после краха «империи зла». Лишь более 60 лет спустя стало известно, что его прах похоронен на Донском кладбище в Москве.

Источник: rus.alash-orda.kz