АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Алматы слезам не верит. Зачем ТОО «Semey Bus» забил гол в собственные ворота? [:]

[:ru]

Сегодня представители компании из Восточного Казахстана — ТОО «Semey Bus», участвующие наряду с другими предпринимателями в информационной войне против руководства области, провели в Алматы пресс-конференцию. Но почему в качестве трибуны ими была выбрана площадка в Южной столице, так и осталось не понятным, равно как и то, зачем они вообще собирали журналистов, если окончательно и бесповоротно расставить точки нал i у них все равно не получилось.

 

Давление и политический шантаж

 

Для начала стоит вкратце пояснить, в чем суть вопроса. В 2018 году в Семее для реализации проекта модернизации общественного транспорта государство и частная компания-инвестор, контролируемая бизнесменом Серикжаном Айкельевым, учредили автопарк ТОО «Semey Bus», которое по линии АО «БРК-Лизинг» (ныне – АО «Фонд развития промышленности») приобрел за 4,1 миллиарда тенге в лизинг 170 автобусов. Но уже через два года предприятие оказалось на грани банкротства. Акимат Семея расторгнул с автоперевозчиком договора. АО «Фонд развития промышленности» объявил предприятию дефолт за неисполнение кредитных обязательств. Сумма задолженности превысила 1,1 миллиард тенге. Фонд был вынужден обратиться с иском в суд с требованием вернуть полученные в лизинг автобусы и выиграл процесс. Теперь автобусы у предприятия могут быть изъяты, что приведет к закрытию автопарка. Но это не единственные долги ТОО «Semey Bus». Компания также числится должником по налогам и социальным отчислениям. Общая сумма долга превышает 2 миллиарда тенге.

Власти региона заявляют, что до банкротства предприятие довело себя само и указывают на проверки деятельности ТОО «Semey Bus», в ходе которых выявлены многочисленные нарушения и факты неэффективного управления компанией. В ТОО «Semey Bus» обвинения отрицают и переводят «стрелки» на чиновников – мол, только их вина в том, что автопарк оказался в долговой яме. В вину исполнительным органам власти ставится то, что они не выплатили положенных по закону субсидий, что поправило бы материальное положение автопарка и избавило его от сегодняшних проблем. Акимат, в свою очередь, заявляет, что готов был пойти на встречу компании, но затребованные к единовременной выплате суммы превышали стоимость всего проекта в целом, что делало его дальнейшую реализацию нецелесообразной. Как выяснилось, в марте 2020 года ТОО «Semey Bus» определило размер субсидий в размере 3,5 миллиардов тенге. В этом году требования были скорректированы в сторону увеличения — 7,4 миллиарда тенге на 2 года. Как поясняются в акимате Семея, «с учетом того, что после выплаты лизинговых платежей автобусы будут в собственности ТОО «Semey Bus», доход предприятия за счет субсидий составит 3,9 миллиарда тенге».

Развязкой сложившейся ситуации и стала информационная война, которую, не получив желаемого, и инициировал Серикжан Айкельев, для масштаба привлекший к борьбе другие контролируемые им и его партнерами компании. В адрес акима области посыпались обвинения в превышении полномочий, преследовании корыстных интересов, коррупции, нарушениях при проведении государственных закупок. Даниал Ахметов, в свою очередь, охарактеризовал предъявленные ему претензии как давление на власть и политический шантаж.

 

Вопросы без ответа

 

И вот представители ТОО «Semey Bus» в Алматы, на площадке Казахстанского пресс-клуба сделали заявление, которое ничем не отличается от тех, что были ими неоднократно озвучены. Суть их по-прежнему сводится к невыплаченным субсидиям, которые положены им по закону, и к тому, что во всем виноват лично Даниал Ахметов, якобы пытающийся сделать все, чтобы остановить работу предприятия. На вопрос журналистов, почему говорить об этом сегодня потребовалось в Алматы, директор ТОО «Semey Bus» Болат Килишбеков лишь развел руками:

— Мы живем в свободном государстве. Я могу выступать в Астане, Атырау, где хочу. Я хотел бы, чтобы услышали это здесь. А вообще вы прекрасно знаете, почему мы не в ВКО, а здесь, — единственное, что смог сказать директор автопарка.

Не смог он ответить и на другие вопросы — почему на пресс-конференции не присутствует Серикжан Айкельев и почему сегодня проблемы ТОО «Semey Bus» выдергиваются из общего контекста противостояния между предпринимателями и руководством ВКО:  

— На этот вопрос я не могу ответить, об этом надо спрашивать у Айкельева Серикжана Сериккалиевича, почему он не присутствует. А то, что касается нашего предприятия, мы говорим о своих проблемах, о проблемах предприятия, которым руковожу я, — заявил Болат Килишбеков.

 

«Странная арифметика»

 

Журналисты попробовали расставить точки над i в ситуации в ВКО и адресовали представителям ТОО «Semey Bus» серию «неудобных» вопросов. В результате получился такой вот блиц.

— ТОО «Semey Bus» не единственный автоперевозчик в регионе. Почему другие автопарки не испытывают аналогичных проблем, не поднимают вопрос выплаты субсидий. Почему субсидии не выплачивают только вашему предприятию?

-Все другие перевозчики в городе испытывают аналогичные проблемы, — ответила на вопрос Жанар Темиржанова, финансовый директор ТОО «Semey Bus» и добавила: «У них такие же недоимки по налогам, такая же огромная кредиторская задолженность, как и у нас. Только в отличие от нас, с двумя перевозчиками заключили договора субсидирования в 2021 году, один перевозчик, вроде получил деньги, и второй месяц получает, с другим – нашим учредителем, — ситуация сложилась аналогичная «Semey Bus»… Расчеты по субсидиям были сданы, акты были подписаны, субсидии удержали судебные исполнители, хотя компания, как и «Semey Bus», находится на реабилитации».

-А почему тогда эти компании сейчас не здесь, вместе с вами, не поддерживают вас в борьбе?

-Мы в принципе можем сказать, что они тоже представляют интересы автобусного парка, так как являются нашим учредителем, который держит 51 процент «Semey Bus». Мы от их имени можем говорить. Есть еще таксомоторный парк, это отдельная организация. У них, как я поняла, сейчас все хорошо – договора субсидирования с ними заключены, и они получают свои субсидии, и смысла им находится здесь уже нет.

Фактически, представители компании своими ответами прямо указали на то, что недовольных автоперевозчиков, кроме ТОО «Semey Bus» и его материнской компании – ТОО «Автопарк «Семей» в регионе больше нет. Между тем, исходя из данных в открытом доступе, в ВКО насчитывается порядка десятка компаний, осуществляющих пассажирские перевозки… Почему же только две из них вступили в жесткую конфронтацию с чиновниками? Может и не так уж не прав акимат ВКО, не идя на уступки требованиям «Semey Bus»? Журналисты попытались прояснить и этот вопрос, поинтересовавшись обоснованностью требуемых предприятием ежегодных субсидий в 3,5 миллиардов тенге.

-Фактическая расчетная сумма субсидий получилась в год 3,7 миллиардов тенге, — сообщила Жанар Темиржанова. – Но это – расчетная сумма, плановая. Субсидия рассчитывается в соответствии с правилами субсидирования, которые утверждены и разработаны Министерством транспорта и коммуникаций. Там четко прописаны все формулы, там есть константы, мы не имеем права ничего там менять… Правильность расчета этих субсидий подтверждена комиссией во главе с замакима г. Семей. Но, повторяю, это плановая цифра. По факту, какие убытки получатся по итогу года, никто предсказать не может… Если бы в 2020 году мы получили субсидии, то у нас где-то 1,2 миллиарда получился убыток, добавляя свои какие-то сверхплановые накопления НДС, сумма субсидий получилась бы где-то 1,6 миллиарда, но никак не 3,7 миллиардов тенге…

Странно, что эту информацию компания, судя по поднятому в информационном поле шуму, так и не смогла донести до заинтересованных лиц, общественности. С другой стороны, даже если автопарк вместо 3,7 миллиардов теперь уже настаивает на выплате всего 1,6 миллиардов тенге, то, как справедливо отметил Даниал Ахметов, комментируя начатую против него информационную атаку, все равно получается «странная арифметика». Для сравнения можно привести тот факт, что в прошлом году авиаперевозчик – компания SCAT, получила от государства субсидии на 2,6 миллиардов тенге. Всего. Поскольку затраты на авиаперелеты в разы больше затрат на пассажирские автоперевозки. При этом компания работала, ее сотрудники не выходили на забастовки, парализуя деятельность предприятия, и она обслуживала всю страну, а не только один город, который даже областным центром не является…    

 

На разных языках

 

Но на этом странности не заканчиваются. В зачитанном вначале пресс-конференции обращении Болат Килишбеков заявил буквально следующее: «Несмотря на требование закона и обязательства, взятые акиматами Семея и ВКО в соглашении о поддержке проекта, где четко прописаны обязательства местной власти не только выделять положенные по закону субсидии, но и по первому требованию в случае возникновения финансовых трудностей выделять ТОО «Semey Bus» дополнительное финансирование за счет СПК и с целью погашения обязательств по оплате лизинговых платежей, региональная власть своих обязательств выполнять не собирается». И такое громкое заявление не могло не вызвать вопросов. Но «Semey Bus» только попытался навести тень на плетень.

-Вы говорите о том, что акимат должен был выделить вам финансирование, чтобы «Semey Bus» мог рассчитаться по лизинговым платежам. Но, судя по уже опубликованным документам, акимат только обязывался фондировать автопарк, но никак не нести ответственности за своевременность оплаты вами лизинговых платежей. Наоборот, в договоре о лизинге ответственность за выплату платежей накладывается на лизингополучателя, то есть, на «Semey Bus». Как вы это прокомментируете? Ведь складывается ощущение, что вы работали, извлекали прибыль, долги копились и вы ничего с этим не делали. Рассчитывали только на получение субсидий? На этом весь бизнес построен?

-Изначально, когда создавался парк, было понятно, что это планово-убыточный бизнес. И частный учредитель, про которого сегодня говорили – Айкельев…  Вы все знаете историю, что не только нам предложили, не только Айкельеву предложили зайти в это частное партнерство, но и «Семавтопарку», который сегодня ходит, они все отказались, — попыталась разъяснить ситуацию Жанар Темиржанова. — Айкельев согласился. Естественно, он понимал, что введется электронное билетирование, мы уйдем из «серых» схем, появятся лизинговые платежи стоимостью миллиард в год. И поэтому, естественно, ему нужны были какие-то гарантии. Вот эта гарантия – было подписано соглашение между акиматом ВКО, акиматом г. Семей, «БРК-Лизинг» и нами, где черным по белому прописано, что парк был создан в целях внедрения комплексной программы «Дорожная карта по развитию автобусных перевозок 2018-2020», утвержденной премьер-министром Маминым, где в самой программе прописано, что пассажирские перевозки должны субсидироваться . В соглашении о поддержке проекта в п.3 написано: «В целях реализации комплексной программы утвердить тарифы на регулярные перевозки с дальнейшим обеспечением субсидирования убытков перевозчика, связанных с обслуживанием социально-значимых маршрутов на регулярных автомобильных перевозках пассажиров».

-Но вы же говорите, что акимат взял на себя обязанность выплачивать лизинговые платежи…

-Идем дальше: «При возникновении финансовых и иных затруднений у лизингополучателя в рамках реализации проекта, предпринять все необходимые действия, включая привлечение региональных институтов развития для соответствующего увеличения бюджета лизингополучателя с целью обеспечения лизингополучателя дополнительными финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы лизингополучатель мог преодолеть финансовые затруднения».

-Но из этого не следует, что акимат взял на себя обязательства по вашим лизинговым платежам… -Акимат города обязуется предпринять все необходимые действия для обеспечения того, чтобы все выплаты лизингополучателю, производимые в соответствии с п.п.10 п.3.2. (то есть, субсидии) настоящего соглашения использовались лизингополучателем прежде всего для исполнения обязательств лизингополучателем перед лизингодателем», — вступил в дискуссию Болат Килишбеков.

Но больше ничего так и не сказал. Сыпля цитатами, представители автопарка так и не смогли озвучить нужную – ту, которая бы документально закрепляла ответственность акимата за лизинговые платежи предприятия. И понятно почему. Потому что такого пункта, читай текст соглашения хоть слева направо, хоть сверху вниз, нет. Зато в нем есть другой пункт, про который представители «Semey Bus» говорить почему-то не захотели – подпункт 4 п 3.3., в соответствии с которым лизингополучатель, что есть, автопарк, обязуется «обеспечить своевременные выплаты лизинговых и иных платежей лизингодателю согласно договора лизинга»…

Впрочем, Болат Килишбеков попробовал уйти от «скользкой» темы, вновь заговорив о том, что все предприятия, созданные по такому типу, субсидии получают, только «Semey Bus» «крайний». На что получил следующий вопрос:

-Может потому, что вместо того, чтобы выделять вам 3,5 миллиарда ежегодно, акимату проще каждый год покупать новые автобусы? 3,5 миллиардов на это хватит…

Но вместо четкого ответа на заданный вопрос Болат Килишбеков пустился в пространные объяснения об аналогичных проектах, которые кто-то когда-то собирался реализовать в других регионах Казахстана, о том, что они все свои обязательства выполнили (и это-то при наличии 2 миллиардов тенге долгов!), что во всем виновата власть, и т.д.

 

Точки над i не расставлены

 

На другие вопросы представители «Semey Bus» все же ответили. Но ответы эти породили массу новых вопросов. Похоже, что финансово-хозяйственная деятельность предприятия выстроена по принципу миллион не деньги. И стоит ли после этого удивляться наличию такого долга? Впрочем, судите сами:

-Прокомментируйте, пожалуйста, затраты предприятия, связанные с арендой автомобилей бизнес-класса у своих же автопарков?

-Дело в том, что я пришел на предприятие в феврале месяце. Если эта машина на самом деле арендовывалась, то это было до меня. Я сейчас езжу на машине, которую мне лично выдал учредитель и , кстати, бесплатно, — пояснил Болат Килишбеков. А то, что арендовалась… Я не думаю, что… знаете…такая большая сумма, если мы говорим о сумме 165 тысяч тенге в месяц. Тем более, что руководитель ездил на ней не только один, эта машина также обслуживала бухгалтерию предприятия. А преподносить ее вот таким вот образом как будто это машина бизнес-класса и как будто бы она возила только одного руководителя предприятия…  И потом, как вы представляете, что руководитель предприятия, где работает около 700-800 человек… дело в том, что он же не может бегать пешком…

-Вы получили 170 автобусов в лизинг. Со временем, часть из них ушла на ремонт, часть простаивала, но вы при этом арендовали автобусы у другого автопарка. Зачем?

-Арендовались автобусы большого класса. Это 30 маршрут. У нас есть проблемный поселок – Восточный, где население большое и пассажиропоток там большой. И тогда с согласия акима города было взято в аренду 8 автобусов особо большого класса – «гармошки», как в простонародье говорят. Таким образом в год мы сэкономили 80 миллионов тенге. Во-первых, на заработной плате для водителей. Во-вторых, на ГСМ и, в-третьих, на количестве – в особо большом классе мест больше. При этом плата шла только тогда, когда эти машины находились на маршруте. Когда стояли, за них плата не шла. В день мы платили 8900 тенге за машину, которая перевозила 900-1100 человек.

Больше по существу вопроса директор автопарка ничего не сообщил. Между тем, результаты аудиторской проверки полностью опровергают его слова, и ему надо было рассказывать не об экономии, а о понесенных в результате такого решения убытках. Аудиторы указывают, что расходы на содержание и эксплуатацию арендованных автобусов составили 42 805 900 тенге, в то время как прибыль за их счет оказалась вдвое меньше – всего 28 550 300 тенге. При этом в предполагаемой погоне за прибылью, ТОО «Semey Bus» была совершена серия нарушений. Проверка констатирует, что «расходы на содержание автобусов особо большого класса не предусмотрены ФЭО (финансово-экономическим обоснованием проекта – Ред.), а также не предусмотрена эксплуатация автобусов особо большого класса на маршрутных линиях города в конкурсной документации заказчика». Кроме того, как отмечается, нарушило ТОО «Semey Bus» и другие условия конкурса, выведя на маршруты устаревшую технику иностранного производства, в то время как «критериями выбора победителя конкурса было предусмотрено наличие автотранспорта, срок эксплуатации которого не должен превышать 5 лет, и предпочтение отдается автобусам отечественного производства». Но почему-то об этом представители «Semey Bus» умалчивают.

-Еще звучало обвинение, что вы, и так являясь крупным должником, ремонтировали за собственный счет переданные в аренду материнской компании автобусы, хотя по условиям договора она должна была это делать сама…

— Да, там была такая ситуация, — ответила Жанар Темиржанова. – Ровно миллион тенге был затрачен на ремонт своих же автобусов, которые переданы в автопарк. Но это было затрачено по договоренности, после этого были на эти запасные счета перевыставлены счета-фактуры, счета-накладные перевыставлены на материнскую компанию, которая сразу все эти запасные части оплатила. Говорить что это расход… Это не расход.

Если так, то, опять же странно, почему эти нюансы во взаимоотношениях материнской компании и «дочки» стали предметом рассмотрения со стороны государственных аудиторов. Но, как говорит финансовый директор автопарка, идем дальше.

— Проверкой установлено, что вы использовали взятые в лизинг автобусы не по целевому назначению и извлекли из этого прибыль в 60 миллионов тенге…

-Автобусы были привлечены, когда была пандемия… Из 67 миллионов 47 миллионов заплатил акимат г. Семей. Он сам привлек наши автобусы. У нас был заключен договор в рамках ЧС и всю ночь, сутками наши автобусы возили сотрудников акимата, полицию… Из этих договоров мы извлекли доход, мы не понесли убытки… Это нам позволило зарплату выплатить, выплатить по 42500 всем сотрудникам компании, потому что они получили отказ…

Можно ли считать такой ответ удовлетворительным. С одной стороны, да, представители «Semey Bus»  подтвердили, что извлекли прибыль из того, что использовали автобусы не по целевому назначению. Но можно ли это считать поводом для гордости, когда в договоре лизинга у автопарка ясно прописано, что «целевое назначение предметов лизинга – оказание услуг регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа в городе Семей»?

Возможно, руководство «Semey Bus рассчитывало, что приехав в Алматы, на всю страну заявит о творимых руководством ВКО безобразиях. Но по факту, собственноручно забило гол в собственные ворота, уходя от прямых ответов и оперируя полуфактами. Вот только зачем?

 

Асель Серикова

 

[:]