АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Альшанская Анна. Старший научный сотрудник Отдела социально-экономических исследований КИСИ при Президенте РК. Транспорт Казахстана. Рост все еще в рамках отставания.[:]

[:ru]

Развитие транспортного потенциала Казахстана и эффективное его использование имеет важное значение в обеспечении экономического роста и развития страны в условиях четвертой промышленной революции.

В настоящее время транспортная отрасль Казахстана имеет тенденцию устойчивого развития. Так, в 2017 г. транспортный сектор обеспечил более 8% валового внутреннего продукта страны. За последние пять лет в развитие транспортно-коммуникационного комплекса вложено более 6 трлн. тенге. Более того, объемы перевозимых грузов возросли до 4 млрд. тонн в год. Количество обслуженных пассажиров за 2017 г. составило 22,7 млн. человек, увеличившись на 14%.

Также стоит отметить, что согласно международному индексу LPI, который оценивает уровень развития логистики, Казахстан за 2007-2018 гг. поднялся с 133 на 71 место, опередив стран — участниц Евразийского экономического союза. В 2018 году улучшение показателя отмечается по позициям эффективности таможенного и пограничного оформления и своевременности поставок грузов.

Однако, наиболее значимой проблемой транспортного комплекса в Казахстане остается высокая стоимость транспортных услуг, что определяет его более низкую конкурентоспособность по сравнению с транспортными системами развитых государств. По данным Всемирного Банка (а именно показателя Doing Business) расходы компаний на пограничный и таможенный контроль экспортных операций почти в 3 раза превышают европейские показатели, и примерно в 4 раза – в странах ОЭСР, а затраты на оформление документов – в 9 раз. Кроме того, степень износа современной транспортной инфраструктуры все еще остается довольно высокой – более 24% основных фондов отрасли изношена.

Укрепление конкурентоспособности транзитных коридоров в условиях расширения международного сотрудничества и углубления интеграционных процессов становится довольно актуальным. В этом смысле, внедрение современных систем управления транспортными потоками, в том числе с использованием современных технологий «блокчейн» и Big Data является одним из стратегических инструментов  повышения эффективности транспортной инфраструктуры страны и увеличения транзитных перевозок.

Так, в настоящее время в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» проводится работа по внедрению Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), предусматривающей более эффективное взаимодействие между разными видами транспорта и логистическими центрами, а также сокращение транспортных издержек.

Дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры, повышение безопасности и устойчивости деятельности отрасли, с одной стороны, будет способствовать созданию на территории страны инвестиционного и транспортно-транзитного хаба, с другой, позволит повысить уровень транспортного обеспечения и развития стратегически важных направлений экономической деятельности регионов Казахстана.

Новости Казахстана. Алтынорда

 

 

[:]