АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Андрей КОРОЛЕВ. Молочные реки? А почему нет?

1282640044_photobratsk-ru_alexone_133950В наступившем XXI веке Казахстан реализовывает программы, направленные на постепенный отход от статуса развивающегося государства, являющегося поставщиком сырья на мировые рынки. В этом плане привлекает внимание сделанная Астаной ставка на дальнейшее развитие и модернизацию национального агропромышленного комплекса. Так, было заявлено о привлечении стратегических инвесторов для развития производства молока и молочной продукции. При этом, основная задача направлена на обеспечение экспорта до половины выпускаемой продукции на рынки стран СНГ в течение трех лет. Работа будет строиться по примеру новозеландской Fonterra и датской Arla, с развитием кооперативного производства на селе.

Поставленная перед страной задача вполне выполнима, учитывая, что традиционно в Казахстане производился большой ассортимент кисломолочной продукции, которая известна своим качеством и в зарубежных странах. Учитывая это, в стране полным ходом идет наращивание производства продукции.

Напомним, что за последние 10 лет объем производства в сельском хозяйстве вырос почти в 4 раза. При этом экспорт казахстанской сельхозпродукции увеличился в 3 раза. Приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличился почти в 4 раза: с 44 млрд. тенге в 2004 году до 166,4 млрд. тенге в 2014 году. Как отметил Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков на заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Казахстана объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 года составил 2,5 трлн. тенге, что по сравнению с 2004 годом больше почти в 4 раза (695,8 млн. тенге) в номинальном выражении. Выпуск продукции животноводства за указанный период увеличился в 3,9 раза. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по сравнению с 2004 годом (44,1 млрд. тенге) увеличилась в 3,8 раза и составила 166,4 млрд. тенге.

Вместе с тем представленные результаты не должны успокаивать казахстанских сельхозпроизводителей. И на это есть свои причины. Так, на сегодня на потребительском рынке страны довольно высока доля импортной молочной продукции. Речь идет о молочной продукции с преобладающей долей растительных жиров, которая поставляется на казахстанский рынок. Так, конкурируя между собой, зарубежные производители направляют основные усилия на снижение себестоимости продукции, а это значит, применяют в производстве различные способы замены, включая замещение молочных жиров дешевыми растительными заменителями. Как отметил вице-президент Казахской академии питания Юрий Синявский, согласно международным стандартам продукция с добавлением растительных жиров не может считаться молоком или кефиром.

В тоже время казахстанская продукция, являясь экологически чистой и без химических добавок, имеет все шансы стать конкурентоспособной за счет правильной организации менеджмента. И это касается как отечественного, так и зарубежного рынка. В этой связи Казахстан намерен использовать западный опыт кооперативного строительства бизнеса, и в ближайшие три года стать заметным экспортером на рынках СНГ.

В регионах уже перенимается передовой зарубежный опыт. По словам акима Северо-Казахстанской области Ерика Султанова, область обеспечивает производство молока в объеме порядка 500 тыс. тонн в год. «У нас работает 33 молочно-товарных фермы с поголовьем 11,5 тысяч. По примеру новозеландской компании «Fronterra» и датской «Arta» с развитием кооперативного производства работают КТ «Зенченко и К», ТОО «Тайынша-Астык» и другие, — отметил Ерик Султанов. — Отмечу, что ежегодно мы экспортировали порядка 8 тыс. тонн молочной продукции. К сожалению, за последние несколько месяцев объем экспорта несколько снизился. Но мы продолжим работать над его увеличением, в настоящее время прорабатываются новые рынки сбыта. Кроме того, в текущем году за счет введения новых ферм будет увеличено дойное стадо, что позволит повысить производство молока еще на 7 процентов».

Таким образом, реализация 60 шага Национального плана действий не только позволит обеспечить внутренний рынок отечественной продукцией, но и создать условия для повышения бизнес привлекательности аграрной отрасли страны, а также сделать конкурентоспособной казахстанскую продукцию на зарубежных рынках.