Одним из направлений в Национальном плане действий «100 конкретных шагов» является поэтапное внедрение 12-летнего образования. Также предусмотрено обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ.
Сама идея перехода на 12-летнее образование была предложена Президентом страны в 2000 году, а в 2004 году были внесены дополнения и изменения в Закон РК «Об образовании». Согласно внесенным изменениям, 12-летнее обучение представляет собой следующую структуру: начальная школа — 4 года, основная школа — 6 лет, старшая школа — 2 года.
«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счёт средств республиканского бюджета и столько же — за счёт местных бюджетов», — заявил Президент страны Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.
И сегодня образовательные учреждения республики работают по утвержденной Лидером Нации Государственной программе образования, в которой основной упор сделан на обучении компьютерной грамотности и английскому языку с первого класса. Таким образом, уже к 2020 году в стране будет осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения.
Для этого кабинетом министров уже разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. По данным министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских, проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение, которое запланировано на 2015-2016 учебный год. Уже утверждены основные положения государственного стандарта образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания для каждого из уровней школьного образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1-го по 8-й классы.
В текущем году предусмотрено внедрение стандартов 12-летнего образования для 1, 5, 11 классов. По данным профильного ведомства, в учебном году ожидается, что количество первоклашек составит свыше 624 тысяч детей в возрасте 6-7 лет. К 1 сентябрю 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличился в 2 раза. На 2016-2020 годы запланировано поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования.
Переход на 12-летнее образование во многом связан с мировыми тенденциями в образовательной сфере. Так, опыт передовых стран показал, что 12-летнее обучение позволило добиться положительных тенденций в плане учебной нагрузки и базового содержания образования.
Так, еще в 1992 году постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы приняла Декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование». Согласно Декларации в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. К слову, из стран постсоветского пространства на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
Опыт стран, перешедших на новые стандарты, показывает, что переход позитивно отразился на результатах развития учеников, повысив их базовый уровень образования при сбалансированной учебной нагрузке.
Таким образом, переход на 12-летнее обучение позволит интегрировать национальную систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Что в свою очередь создаст необходимые предпосылки для успешной интеграции республики и вхождению Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира.