[:ru]
Пшиком закончилась попытка проармянского кыргызского историка Василия Плоcких убедить мировую науку в том, что Кыргызстан является одним из мест исторический армянской цивилизации. В ноябре Плоских провел в Бишкеке пресс-конференцию, развивая идею необходимости найти доказательства существования с первого века нашей эры на дне озера Иссык Куль целого армянского монастыря. Неопытный в общении с прессой он, отвечая на вопросы журналистов, вывел внимательных наблюдателей на первопричину очередной антинаучной дезинформации, сказав что деканом кыргызско-славянского университета в Бишкеке, где он работает, является 70-летний армянин.
Время от времени армянские СМИ поднимают тему средневекового армянского храма или монастыря, который якобы найден на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Шаг за шагом, неторопливо армянская пропаганда внушает всем факт существования в средние века разветвленной сети армянских храмов и общин в Средней Азии вплоть до Алтая и Китая. Но пресс-конференция 28 ноября на тему “Армянские тайны озера Иссык-Куль” скорее разочаровала собравшихся, чем открыла новые тайны, да еще и с проармянским уклоном. Так как несмотря на старания Плоских и его друзей в Ереване, где он бывает, доказать армянский след в кыргызской истории ему не удалось. Конечно, не считая известного факта проживания в Кыргызстане потомков армян, высланных Сталиным в Среднюю Азию.
Василий Плоcких, кандидат исторических наук, доцент, много лет занимающийся подводной археологией и изучением затонутых памятников древних культур, увлекся историческим документом, хранящимся в Европе – так называемым каталонским атласом, на котором изображен Иссык-Куль и крестиком обозначен армянский храм. Так этот крестик интерпретируют армяне, считая что в том храме должны быть мощи святого Матфея.
“В Кыргызстане есть очень популярная легенда об армянских сокровищах, спрятанных на дне этого озера. Что прятали армяне в далекие времена на дне озера Иссык-Куль? Под легендой есть реальные исторические факты. Поиски сокровищ начались с откровения умирающего армянского монаха белоэмигранту Успенскому. Последний решил найти эти сокровища, но ему помешало НКВД. В 50-годы НКВД своими силами пыталось провести раскопки и нашли только молоток из бронзы. В независимом Кыргызстане опять были организованы поиски храма, но безуспешно”, – рассказывал Плоских. То есть доказательств существования в первом веке армянского храма на месте озера Иссык Куль до сих пор нет.
А вот как писал об этом в 2006 году ереванский картограф Рубен Атоян:
В советские годы озеро Иссык-Куль стало закрытой территорией для иностранцев, а собственных средств на дорогостоящие подводные поиски не было. В середине 60-х годов с большим трудом республиканская Академия наук приобрела акваланги, и археолог Д.Винник вел исследования на северном берегу озера. Были найдены руины больших построек из обожженных кирпичей. Затем, в 80-х годах эстафета перешла к В.М. Плоских и В.П. Мокрынину. Первый из них, ныне академик, вице-президент Национальной Академии наук Кыргызстана посвятил многие годы монастырю с каталонской карты: “У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте”.
В ходе методичных подводных исследований археологи с аквалангами обнаружили, помимо названных, остатки еще семи античных и средневековых поселений. В прибрежных водах было найдено множество изделий керамики, каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском “зверином стиле”, фундаменты строений. Но ничего похожего на развалины монастыря обнаружить не удалось”, – писал Атоян.
Плоских не смог удовлетворить желание армянской корреспондентки, пытавшейся добиться от исследователя доказательств армянского присутствия на берегах Иссык-Куля. В настоящее время армяне на берегах этого озера не живут, – признал Плоских. При этом снова уверял, что с первых веков нашей эры на территории Кыргызстана существовали армянская церковь и христианские города. Но где материальные доказательства? Рядом с озером сохранились остатки христианского храма, построенного в 19 веке, но к армянам это строение не имеет отношения.
“В средние века на территории Центральной Азии армянская культура была представлена широко”, – продолжал Плоских и тут-же объяснил появление армян их бегством из Сирии. Опять доказательства пришлости армянских беженцев – больше ничего.
Ради справедливости надо добавить, что армяне и другие национальные группы христианской религии жили в Центральной Азии времен правления китайских моголов – 13-14 века нашей эры. Говорить о самостоятельной политике христианских общин при монгольском дворе в Юаньской империи в Китае нет оснований, так как христиане не представляли единой религиозной и политической силы, будучи разделенными на конфессии и по этнической принадлежности.
Плоских интересуют деньги. Ради наживы он готов развивать любую теорию. Многократно говорил, что для разворачивания раскопок в районе Иссык-Куль ему нужны финансы. Он ездил в Ереван, вел там переговоры которые ни к чему пока не привели. Плоских надеется, что до лета найдет средства и организует совместную кыргызстано-армяно-российскую археологическую экспедицию с целью обнаружения доказательств существования армянского храма на дне Иссык-Куль. Деньги хочет получить от армян, так как в самом Кыргызстане, как становится понятно, на раскопки в угоду армянских историков денег не дают.
Азербайджанский историк Ризван Гусейнов прояснил причину проведения в Бишкеке пресс-конференции с явно армянским уклоном. Действительно, на знаменитом средневековом Каталанском атласе, хранящемся в Национальной библиотеке Парижа, на берегу озера Иссык-Куль указан крестиком армянский монастырь. Эта карта была создана в 1375 году мануфактурой Крескусов по изготовлению карт и атласов. Атлас этот, как и все средневековые карты, изображает и реальные, и легендарные объекты – то есть мифические, которых нет в реальности.
В атласе, на берегу озера (до сих пор не выяснено точно, в каком именно месте) изображено здание с двумя башнями, увенчанное крестом, с пояснительной надписью на каталонском диалекте испанского языка: “Lo loch quis assella Yssicol. Еn aquest loch es I monesstir de frares ermonians, ot Segons ques diu, es lo cors de sent Mathi apostul e evangelista”. Что переводится как: “Место, которое называется Иссиколь. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста”.
Однако нет никакой информации о существовании там армянского монастыря ни в архивах католической церкви, ни в отчетах монахов, отправлявшихся на Восток с дипломатическими миссиями, главным образом от папского престола. В XIII веке это были доминиканцы Симон Сан-Квентин, Андре Лонжюмо, францисканцы Иоанн Плано Карпини, Бенедикт Поляк, Вильям Рубрук. В первой половине XIV века посольство в Китае возглавил Иоанн Мариньоли, в качестве миссионеров по Востоку путешествовали монахи Иоанн Монте-Корвино и Одорих Порденоне. Однако в перечисленных источниках мы не находим ни слова об армянском монастыре на далеком Иссык-Куле.
Комментарии ученых по поводу иссык-кульского монастыря диаметрально противоположны. Н.Аристов предполагал, что “составители карты поместили загадочный монастырь на основании таких же баснословных легенд и сказаний”.
Все это не смущает армянских мифотворцев. Несколько лет назад прошла информация, что на северо-восточной оконечности озера Иссык-Куль, недалеко от села Курменты, найдены остатки армянского храма. В этом месте сохранилась многоярусная система, выбитых в скале камер-келий, которые с ходу назвали армянским монастырем XIII века. Хотя эти пещеры и кельи известны с начала XX века, и местные жители прекрасно знают, что их обитателями были русские старообрядцы, молокане, а не “древние армяне”, – объяснил Гусейнов.
В сентябре 2016 года он побывал в Кыргызстане и объездил значительную часть побережья Иссык-Куля, в том числе те места, где якобы найден армянский монастырь. Однако местные ученые и жители ясно дали понять, что все это мифы и легенды, которые помогают зазывать сюда туристов. То есть легенда об “армянском монастыре” понравилась местным турфирмам, которые таким образом привлекают на озеро туристов, – пояснил азербайджанский историк.
Так затея Плоских урвать в Ереване немного денег закончилась пшиком. Армяне не поделились с ним даже для развития своих же мифов.
Кямал Али
[:]