Под занавес года состоялось очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета. Как и прежде, Казахстан был драйвером встречи. Наша страна в лице президента Нурсултана Назарбаева задавала тон и оспаривала позицию партнеров по диалогу. Но это вовсе не значит, что Астана утратила интерес к интеграционному проекту. Напротив, как показывает опыт Европы, такой формат позволит Евразийскому экономическому союзу избежать кризиса в будущем.
Между Астаной и Москвой существует недопонимание относительно перспектив развития интеграции на постсоветском пространстве. Но при этом стратегическая цель – формирование общего рынка и достижение общих целей в кооперации не ставиться под сомнение. Об этом говорит прошедшее заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором позицию Казахстана обозначил президент нашей страны Нурсултан Назарбаев. Но обо всем по порядку.
Так, характеризуя Евразийский экономический союз (ЕЭС), президент Казахстана отметил, что это «в подлинном смысле инновационный проект современности».
«Мы не плывем по течению, и наше объединение не является повторением ни ЕС, ни каких других. Мы строим на базе своих традиций, своей истории свое объединение», – сказал на заседании Высшего Евразийского экономического совета Нурсултан Назарбаев.
Кстати, российский президент Владимир Путин тоже отметил особенности ЕЭС, подчеркнув, что организация носит открытый для деловых партнеров характер.
«Мы не отгораживаемся от других рынков, наоборот, стремимся к развитию многопланового сотрудничества, как с отдельными государствами, так и с интеграционными объединениями, в том числе с Евросоюзом. Исходим из того, что европейская и евразийская интеграция способны эффективно дополнять друг друга», – отметил российский лидер.
Аналогичной точки зрения придерживался и казахстанский лидер, отметив, что мы «создаём экономический союз не для того, чтобы отгородиться от глобального мира, а наоборот — чтобы максимально успешно сотрудничать с ним». Открытый характер предполагает не только диалог с партнерами, но некую политику «открытых дверей», т.е. когда любое государство может подключиться к интеграционному проекту, тем самым усилив его.
«Страны-участники стремятся на полную катушку использовать консолидированную энергию этого взаимодействия. Как говорится, спортсмены знают: тройка сильных гребцов всегда опережает одиночек, правильно? А если вообще будет «восьмерка» – наши двери же открыты – была бы вообще скорость большая», – отметил казахстанский лидер.
Как отметил Нурсултан Назарбаев, создание нового интеграционного объединения не является попыткой реставрации «распавшегося СССР». Хотя для всех очевидно, что в XXI веке вряд ли удастся создать Советский союз в его старом формате, тем не менее, глава государства снова обратил внимание на эту сторону дела. Видимо, зарубежные партнеры действительно досаждают Астану своими расспросами, о чем ранее говорил президент, что каждый раз приходится им разъяснять цели интеграции.
«Возврата в прошлое нет и не будет, это общая однозначная позиция всех государств», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Впрочем, слова казахстанского лидера могли быть адресованы не только внешней аудитории, но и участникам заседания Высшего Евразийского экономического совета. Так неожиданно для всех Нурсултан Назарбаев сказал, что «политизация создаваемого союза недопустима». После чего он предложил отделить котлеты от мух.
«Мы видим, что происходит вокруг. Давайте создадим экономический союз, все придет в свое время. Мы строим экономический союз, поэтому задача Комиссии (Евразийской экономической комиссии) не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции», – отметил Назарбаев.
Это уже не первый случай в текущем году, когда казахстанский лидер высказывает свои замечания по поводу интеграции на постсоветском пространстве. Ранее, в конце октября в Минске, Нурсултан Назарбаев достаточно жестко высказался по Таможенному союзу. Как сказал он, Москва использует внеэкономические барьеры на пути казахстанских товаров на российский рынок. Чуть позже в Екатеринбурге Владимир Путин продолжил диалог с Нурсултаном Назарбаевым, заметив, что коллега ссылается на неверные статистические данные. И вот очередная встреча по вопросам интеграции, и снова поднимаются непростые вопросы.
В частности, казахстанский лидер отверг идею наделения Высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств.
«У нас есть наднациональный орган, наделенный полномочиями. Его полномочия четко регулируются подписанными договорами и соглашениями и относятся исключительно к экономической сфере», – резюмировал Нурсултан Назарбаев.
Позиция Казахстана имеет логичное объяснение. Действительно, мы до сих пор в полном объеме не реализовали экономический потенциал, заложенный в Таможенном союзе. Более того, интеграция пока выходит боком для Казахстана. Объем экспорта нашей страны на рынки России и Белоруссии упал, зато вырос импорт. Иными словами, наши партнеры смогли воспользоваться преференциями, которые сулит объединение трех экономик и создание общего рынка, в то время как казахстанские производители пока не могут похвастаться тем же самым. Это притом, что бизнес рейтинги нашей страны как правило, значительно лучше, чем России или Белоруссии. Следовательно, казахстанские компании должны были положить на лопатки своих зарубежных конкурентов. А вышло наоборот.
Кстати, внеэкономические барьеры отнюдь не миф и не мистификация. Накануне заседания Высшего Евразийского экономического совета, в России заговорили о том, что Казахстан завалил соседнюю страну своей водкой, из-за чего бюджет недосчитывается денег.
«В Татарстане некоторые районы вообще прекратили покупать легальную российскую водку. В этих районах в 90% случаев продается с рук казахстанская водка. В Татарстане объемы легальной водки в рознице упали в этом году на 23%. Вы можете поверить, что население настолько меньше стало пить водки?», – сетует российским журналистам директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
После этих выводов Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка предложила ограничить ввоз казахстанской водки в страну. По мнению чиновников, норма должна составить 5 литров алкоголя на одного человека. Однако данная мера действует в отношении государств, которые не входят в Таможенный союз. Таким образом, Россия в одностороннем порядке меняет правила игры. А если точно также начнет действовать Казахстан в отношении производителей из России? Ведь очевидно, что подобные шаги приведут к тому, что интеграционный проект фактически перестанет действовать.
В отличие от России или Белоруссии, Казахстан пока не ощутил экономической отдачи от интеграции, а теперь ему предлагают перейти сразу к политической интеграции. Но простите, изначально мы говорили, что объединение экономик на постсоветском пространстве – это не самоцель, а средство улучшения материального благополучия населения. Этой задачи нам не удалось достичь. Более того, тот факт, что в торговле со странами Таможенного союза мы столкнулись со снижением своего экспорта, позволяет говорить о том, что если тенденция не поменяется, то в будущем интеграция негативно скажется на уровне жизни казахстанцев.
Хотя Казахстан начинает часто ставить перед партнерами по интеграции сложные вопросы, в этом не стоит видеть признаков кризиса. Более того, откровенная дискуссия, на самом деле носит позитивный характер. Лучше прямо говорить о наболевшем, чем потом спотыкаться о проблемы, как это было, например, в Объединенной Европе, где на рубеже веков под шумные аплодисменты принималась новая валюта. В Старом свете не стали подвергать новую валюту стресс-тесту, в результате в разгар глобального кризиса обнажились все слабые места евро. Дошло до того, что эксперты говорят о предстоящем развале Объединенной Европы. В этой связи заметим, что откровенный разговор между партнерами по интеграционному проекту на постсоветском пространстве стал привлекать СМИ, для которых встреча президентов перестала носить формальный характер. Более того, тут появилась своя интрига. Но сможет ли Казахстан, объем экономики которого на порядок меньше российского, оказать влияние на Москву?
Во-первых, речь должна идти о здравой логике и интересах долгосрочного характера. Хотя Россия в данный момент в большей степени выигрывает от интеграции на постсоветском пространстве, темнее менее, следует понимать, что говорить об устойчивом развитии интеграции нельзя до тех пор, пока этот процесс не приобретет гармоничный характер. Он должен сулить преимущества всем участникам. Тем более, когда речь идет о частичной утрате политического или экономического суверенитета. Поскольку этот процесс, зачастую обостряет национальные чувства в странах, сдерживая интеграционные процессы. В этом смысле положительный пример демонстрирует Европейский союз, где, не смотря на разные величины экономик, все остаются равными.
Во-вторых, от позиции России зависит перспектива присоединения новых членов к Таможенному союзу или ЕЭС. Тем более, что на встречу президентов приехал из Киева глава правительства Украины Николай Азаров. Стоит отметить, что в этой стране далеко не все политические силы выступают за тесное сотрудничество с Россией. Есть и такие, кто серьезно опасается, что сближение с русским медведем может обернуться потерей суверенитета и независимости. И если даже стратегический партнер России – Казахстан говорит, что «политизация создаваемого союза недопустима», то, что остается думать украинцам. И если Москва хочет сблизиться с Киевом, а такие планы обсуждаются на постсоветском пространстве не первый год, то предпочтительно занимать сговорчивую позицию по интеграции, а не навязывать свою волю партнерам. Ведь не секрет, что Казахстан и Белоруссия для украинских политиков выступают лакмусовой бумажкой, по которой можно судить о сотрудничестве с Россией. На это указывает и статус «наблюдателя» украинского премьер-министра Азарова.
Факт отсутствия президента Украины на встрече красноречиво говорит сам за себя. Сейчас на Майдане (центральной площади Киева) собрались противники тесного сотрудничества Киева с Москвой. И появление на саммите Виктора Януковича, способно спровоцировать новую волну протестов. Поэтому отсутствие украинского президента не стало неожиданностью для российской делегации.
«Удивлением это не стало. Заранее было известно, что он не будет присутствовать на заседании», – отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Очевидно для всех, что спешить с окончательными решениями в таком вопросе как интеграция и отчуждение политического суверенитета, не стоит. Но это не значит, что президенты напрасно собрались на заседание Высшего Евразийского экономического совета. Несмотря на полемику, результат есть.
«Хотел бы в этой связи отметить, что главы государств «тройки» практически одобрили институциональную часть проекта договора о Евразийском экономическом союзе», – сказал Владимир Путин.
Институциональная часть не самая главная. Но тот факт, что она была подписана по итогам встречи, говорит о том, что все стороны подтверждают свое намерение создать Евразийский экономический союз и присоединиться к нему. Однако есть расхождения в деталях и принципах. Эта часть проекта потребует дополнительной доработки и возможно новых жарких дискуссий.